Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

БОЛЬШОЙ ВОПРОС:
ГДЕ И КАК СТУДЕНТУ ИСКАТЬ ПРАКТИКУ?
Отвечает Мария Паршина, руководитель направления маркетинга Grintern.ru,
площадки, где начинающий специалист и успешная компания находят друг друга
Вопросы задавала Мария Елемосо,
cпециалист по связям с общественностью Высшей школы «Среда обучения»
Каждый студент рано или поздно задается вопросом трудоустройства: куда мне идти? Как преподнести свои навыки? Как избежать неприятных ошибок и не сломать себе карьеру на самом старте? Мы поговорили Марией Паршиной, директором по маркетингу сайта Grintern.ru о том, как найти себе интересную стажировку, какие нюансы стоит учесть при ее выборе и почему опыт иногда важнее, чем получение должности.
— Мария, пожалуй, начну с самого волнующего вопроса для всех студентов: с какого курса можно начинать искать стажировку?
— Вообще, в общепринятой практике, студенты начинают задумываться о стажировке и практике на третьем курсе, в соответствии с требованиями программы обучения. Большинство программ стажировок спланировано и рассчитано с учетом сезонов практик в различных вузах. Работодатели ожидают ребят, готовых работать не менее двадцати часов в неделю. Но, если отвечать на вопрос не в контексте ситуации, то по большому счету, ничего не мешает ребятам начинать искать для себя стажировку и на первом курсе. Если молодой специалист чувствует желание и ответственность, умеет управлять своим временем, энергичен и готов начинать свой профессиональный путь, работодатели со своей стороны готовы дать ему шанс. Конечно же, не все. Надо понимать, в данном случае, риски работодателей. Но, тем не менее, креативная индустрия, медиа и стартапы, по нашему опыту, — готовы!
— Какие этапы поиска стажировки проходит каждый студент?
— Мы завидуем сегодняшним студентам в плане возможностей для поиска. Самые элементарные способы — это ярмарки вакансий в своем или сторонних вузах, открытые ярмарки вакансий, карьерные мероприятия, которые компании проводят в вузах: приезжают hr, представители бизнеса, проводят мастер-классы, отвечают на вопросы, рассказывают о программах и карьерных возможностях в компаниях, проводят на месте экспресс-собеседования; дни карьеры у различных работодателей, на которые также приглашают ребят через Центры Карьеры вузов.

Следующий способ, это самостоятельный поиск стажировки через Job-порталы, например, через наш grintern.ru, это не реклама, но у нас самое большое количество стажировок от лучших работодателей рынка, самые передовые сферы и направления, и если хочется сэкономить время и силы на отсев всевозможного «неадеквата», то grintern.ru — идеальная площадка для поиска. Неадекват мы уже отсеяли за наших соискателей. Конечно, стоит просмотреть все Job-порталы, подписаться на всевозможные рассылки, как напрямую от работодателей, так и от карьерных ресурсов. Ведь хороший работодатель искушен, и отбирает самых подходящих. Поэтому, мы настойчиво рекомендуем делать как можно больше контактов, а не ждать у моря погоды. Даже если соискатель отлично образован, у него рекомендации, портфолио и иностранные языки, по какой-то причине, вообще не зависящей от кандидата, он может не подойти столь желанному для него работодателю, и потерять ценное время. Не стоит заблуждаться на свой счет, а стоит быть упорным, настойчивым и активным.

И, конечно же, социальные сети. Мы рекомендуем двусторонний поиск, от размещения CV в соцсетях с просьбой помочь всех знакомых в поиске стажировки, до подписки на все hr-группы брендов и отслеживание актуальных новостей о стажировках, кейс чемпионатах и иных карьерных возможностях.
Мы всегда рекомендуем писать кандидатам очень искренние Cover Letter, но в то же время не увлекаться описанием себя и своих желаний, а кратко и емко дать понять работодателю пользу от предстоящего общения
— На что обращает внимание работодатель в первую очередь, если перед ним молодой специалист?
— Сложно выделить что-то одно. Работодатель обращает внимание на все в комплексе, и на каждый момент в отдельности. Кандидату необходимо понять, в чем он особенно силен, и делать на это направление упор. Если кандидат планирует работать в креативной сфере, ну конечно же, в первую очередь, работодателю важно его портфолио. Если его нет, нужно изыскать возможность его наработать.

Сделать это довольно просто. Многие молодые бренды, стартапы, молодые проекты не могут нанимать дорогостоящих специалистов на внешние коммуникации, стараются экономить и делать все своими силами. Если прийти к ним, и честно сказать, что кроме желания поучиться и прилежания вам нечего предложить, но вы готовы трудом и упорством доказать, что вы достойны этой работы, вам могут дать шанс повести какое-то время проекты на безвозмездной основе. Те же аккаунты в соцсетях, работу с обратными связями от клиентов, разработку контента и пр. Для кандидата это может быть как отличной практикой, так и обучением, ведь представители компании наверняка помогут ему с организационными моментами, распишут задачи и процессы, помогут с базой знаний.

Добившись устойчивых результатов, кандидат уже может обсуждать со своими работодателями либо переход на работу с материальной мотивацией, либо иные выгодные условия. Если же договоренности изначально были такими, что это обучающий проект, то кандидату остается портфолио и рекомендации, с которыми он дальше может претендовать на желаемую стажировку в креативной индустрии.

Мотивационное письмо очень важно. Порой, это гораздо более весомый ключ, чем резюме, портфолио, тестовое задание. Cover Letter способно раскрыть кандидата для работодателя, показать работодателю глубокую заинтересованность в нем, искренний интерес. Мы всегда рекомендуем писать кандидатам очень искренние Cover Letter, но в то же время не увлекаться описанием себя и своих желаний, а кратко и емко дать понять работодателю пользу от предстоящего общения.

Как соискатель выражает свои мысли и говорит — не менее важно. Соискателям необходимо готовиться, проговорить заранее основные вопросы, попросить знакомых hr провести тестовое собеседование, поработать с волнением, научиться не увлекаться и не уходить в пространные рассуждения. Если у кандидата хороший, к примеру, английский, и для работодателя этот навык уместен, стоит об этом сказать. Небольшое интервью и демонстрация своих способностей добавит кандидату очков. Если у кандидата с чем-то не очень хорошо, не суть важно, с английским, или с математикой, и его об этом не сочли нужным спросить, — не нужно самому бросаться на амбразуру. Вы тронете работодателя своей честностью, но желанное предложение, скорее всего, получит кто-то другой.
— Как обычно проходит стажировка?
— Все стажировки проходят по-разному, нет единого сценария. Что, в целом, обязательно должно входить в любой план стажировки — это теоретическая часть, тренинги, обучения, развитие компетенций с представителями бизнеса. И практическая часть, самостоятельный проект, который выполняет стажер под руководством наставника или ментора. По итогам стажировки, стажеру даются обратные связи о его компетенциях, и некий план развития, который ему рекомендуют наставники, для его профессионального самосовершенствования в будущем.
Этот детский сад уже на второй-третий раз начинает раздражать
— Какая ответственность лежит на стажере? Чего от него ждут в первую очередь?
—  Ответственность на стажере лежит точно такая же, как и на полноценных сотрудниках. Единственное что, проект стажера будет за ним перепроверять его куратор, а также, в случае возникновения сложностей и вопросов, стажер может прийти к наставнику, озвучить возникшую проблему и пути решения, которые он видит, и попросить о помощи. Задачей наставника является помощь стажеру и его внутреннее обучение, поэтому данная ситуация вполне нормальна, и ее не стоит стесняться. Но, в то же время, ходить к наставнику с вопросами, на которые элементарно самому найти ответы при помощи google или функции поиска в корпоративной crm, не стоит. Этот детский сад уже на второй-третий раз начинает раздражать. От стажера ждут свежих идей, самостоятельности, ответственности, умения управлять своим временем и уважать чужое, умения слушать всегда, и выражать свои мысли, когда это необходимо, например, на мозговых штурмах.
— Какой документ получает студент после окончания практики?
—  Это справка о прохождении профессиональной практики или стажировки и рекомендательное письмо. По требованию, стажеру должны выдать справку и рекомендации на русском и английском языках.
— Как сделать так, чтобы компания оставила тебя после стажировки на работу?
—  Нет готового рецепта. И вообще, я рекомендую эту ситуацию рассмотреть более глобально. Если компании понравился стажер, руководителю понравился стажер, коллегам понравился стажер, стажер сделал интересный проект, добился отличных результатов, и ему все с ним случившееся тоже очень понравилось, логично, и скорее всего, компания предложит стажеру возможность сотрудничать дальше. Прийти на следующую практику, начать работать по сокращенному дню, либо выйти после защиты диплома в штат. Если же ситуация выглядит ровно наоборот, или частично наоборот, есть ли смысл оставаться в компании? Я бы посоветовала вынести из стажировки полезный опыт, получить обратные связи и хорошенечко их обдумать, и искать более подходящую компанию по духу и профессиональным задачам. Скорее всего, если сделать верные выводы, то следующее место будет как раз то, что надо.
В поиске быть напористым и активным. Выделить под поиск определенное время, допустим, два часа в день, и четко серчить карьерные ресурсы, давать персонализированные обратные связи на запросы, писать и звонить
— Какие советы вы бы дали человеку, который впервые ищет стажировку / работу?
—  В первую очередь, четко определить то, что хочется получить от работы и компании. Можно прямо на листочке записать: я хочу научиться тому-то и тому-то, к примеру, общаться и взаимодействовать в рабочих группах, развить навыки свободного общения на английском, провести аналитическую работу, использовать на практике навыки excel, и т. д.

Данные таргеты позволят наиболее верно определить как сферу, так и профиль компании, в которой хочется проходить практику или стажировку. В поиске быть напористым и активным. Выделить под поиск определенное время, допустим, два часа в день, и четко серчить карьерные ресурсы, давать персонализированные обратные связи на запросы, писать и звонить, не лениться ходить на собеседования, ни в коем случае не отменять и не переносить их по причине плохой погоды, или еще какой-то совершенно незначительной ерунды. Если нужно, ходить в Центр Карьеры вуза, спрашивать, узнавать. Не сидеть и не ждать. Лучшие места достаются самым активным, все остальные — по остаточному принципу.

У нас, по-прежнему, довольно большой процент весьма сомнительных работодателей, поэтому очень рекомендую заранее наводить справки о работодателе. Изучить подробно сайт компании, посмотреть ключевых клиентов, почитать отзывы бывших сотрудников, посмотреть фотки и посты на корпоративной странице в соцсетях. Возможно, на этапе изучения информации о компании, вы поймете, что это совсем не работодатель вашей мечты, и сэкономите собственное время и нервы. Очень настороженно относитесь к авантюрным предложениям. Даже если они вас заинтересовали, постарайтесь обсудить их с кем-то, с друзьями или с кем-то, чей жизненный опыт и авторитет видится значимым. Будет очень неприятно по неопытности попасться на мошенническую схему, и пострадать как материально, так и психологически.
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!