Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!
БОЛЬШОЙ ВОПРОС: ТИПОГРАФИКА
Отвечают Анастасия Вишневская и Илья Черникович
ИЛЬЯ
ЧЕРНИКОВИЧ
графический дизайнер, художник, преподаватель курсов «Шрифт и типографика», «Модульная сетка» и «Adobe InDesign»
АНАСТАСИЯ ВИШНЕВСКАЯ
UI/UX дизайнер в REDMADROBOT, преподаватель курса «Мобильные приложения»
Типографика — искусство оформления печатного текста. Это навык создания гармоничного и выразительного макета, аккуратная верстка, подходящие по смыслу и стилю шрифты. Но так ли очевидно, что типографика — один из главных инструментов дизайнера? Мы попросили Анастасию Вишневскую и Илью Черниковича, преподавателей курсов «Шрифт и типографика» и «Мобильные приложения», рассказать поподробнее о задачах дизайнера в мире структурирования и подачи текста.
— Зачем графическому дизайнеру изучать типографику?
Илья Черникович: Дизайнер должен профессионально владеть всеми основными инструментами в своей работе. Буква может передать атмосферу и настроение в макете иногда намного сильнее чем иллюстрация или фотография.
— А нужно ли это дизайнеру интерфейсов?
Анастасия Вишневская: Начну сразу с примера: если дизайнер интерфейса был бы телеведущим, то он в качестве инструмента использовал бы голос, интонацию, мимику, стиль одежды, эмоции, чтобы донести до человека нужную информацию, запомниться ему, быть понятным и простым. Но мы как профессионалы, лица которых скрыты от глаз людей, пользующихся нашей работой, используем другие инструменты. Один из них типографика — это наш инструмент, чтобы донести до пользователя (читателя), в удобной ему форме, ту информацию, за которой он пришел, не потеряв по пути эмоциональную составляющую.
— Из чего состоят навыки типографики?
ИЧ: Понимание истории и развития шрифта. Умение ориентироваться во всём многообразии гарнитур. Уметь подбирать шрифтовые пары и поддерживать эмоциональную составляющую макета через буквы. Понимать, в каким макетах и изданиях можно использовать тот или иной тип шрифта.
— Правила работы с композицией и стилем могут показаться чем-то декоративным, подобранным субъективно, почти вкусовщиной.
ИЧ: Композиция — неотъемлемая, и лично я считаю, что важнейшая часть макета и один из столпов красоты, которая является собой только через постижение и достижение гармонии, и которая без композиционного решения не может являться красотой.
РАБОТАЙТЕ С КОНТЕНТОМ, ВЫДЕЛЯЯ ГЛАВНОЕ, ЭТО ТОЖЕ РАБОТА ДИЗАЙНЕРА
— А какие есть нюансы при работе со шрифтом и композицией в вебе и мобильном приложении?
АВ: Главный и основной нюанс — это устройство, с которого пользователь будет читать и поглощать предоставленную ему информацию. Для веба и приложений есть несколько общих рекомендаций. Добавляйте воздух, не бойтесь его, он сделает макет чище, легче. Ставьте акценты, чтобы взгляд пользователя мог уцепиться за интересную информацию и пойти дальше, если ему нужно читать подробное описание. Работайте с контентом, выделяя главное, это тоже работа дизайнера. И ни в коем случае не мельчите, особенно если это касается приложений. Люди используют их на бегу, не лету, им важно, чтобы было легко прочитать, даже если сейчас им не легко самим :)
ПРАВИЛЬНОЕ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ЗАДОЛГО ДО ТОГО, КАК ЧЕЛОВЕК НАЧНЕТ ЧИТАТЬ ТО, ЧТО НАПИСАНО
— Страницу с правильной версткой и гармонично подобранными шрифтами приятно воспринимать. Какие ещё, не самые очевидные задачи решает типографика?
ИЧ: Типографика решает много задач: позволяет глазу не уставать при чтении, задаёт атмосферу общего восприятия информации, делает визуальные акценты, в общем,  позволяет удержать внимание читателя и не напрягать его.

АВ: Удобочитаемость, эмоциональность, которая привлекает к вашему сайту или приложению интерес. Создает правильное первое впечатление, потому что оно складывается ещё задолго до того, как человек начнет читать то, что написано на экране.
— Кстати, какой наиболее удобочитаемый кегль для массива текста?
ИЧ: Зависит от носителя. В среднем для газеты — 8-10, для журнала — 9-11, а для документооборота — 12.

АВ:
Для основного набора в вебе, на мой взгляд, наиболее подходит 20 px. Для мобилок в этом кейсе хорошо идет 16 pt, 20 pt.
— Если страница свёрстана интуитивно, с нарушением правил, заметит ли это непрофессионал?
ИЧ: Непрофессионал это может и не заметить, но почувствует. Потому что макет в своём посыле потеряет гармонию и красоту, а с ними — часть подсознательной убедительности.
— Когда подходит стандартный шрифт, а когда потребуется создать собственный?
ИЧ: Собственный шрифт может быть полезен для выделения на общем фоне других макетов — при разработке фирменного стиля, при изготовлении своего проекта. Очень много вариантов. Но нужно не забывать, что стандартный шрифт уже проверен временем, и его вполне может быть достаточно для работы.
— Покажите несколько примеров с классной типографикой: журнал, афиша, буклет, веб, приложение.
Илья Черникович:
Анастасия Вишневская: