Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

БОЛЬШОЙ ВОПРОС:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР — КОММУНИКАТИВНОЕ
ПРОСТРАНСТВО?

Отвечает Александр Зальцман
В чем особенности профессии дизайнера интерьеров сегодня? Какие задачи решает дизайнер? Какие этапы профессионального становления проходит, и что помогает ему формировать концептуальное видение? Почему коммуникация — это одна из главных функций пространства, с которой нужно работать? Мы поговорили с Александром Зальцманом, лидером Факультета дизайна интерьеров «Среды обучения» и преподавателем курса «Введение в профессию» о связи интерьерного дизайна, дизайна архитектурной среды и инсталляции и о тех вызовах, с которыми сталкивается дизайнер общественных пространств.
Важнейшая задача любого дизайнера — собирать образы и впечатления, чтобы затем применять их в работе.
Лидер Факультета дизайна интерьеров, архитектор, сооснователь и креативный директор студии «Свечение»
СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РОСТА: ИНТЕНСИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ЭКСТЕНСИВНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ШИРОКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. В ЛЮБОЙ ВАЖЕН ОПЫТ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ
— Из курса «Введение в профессию» ясно, что сценариев профессионального роста может быть множество. Ориентируясь на свою профессиональную биографию, скажи, какой маршрут ты бы назвал наиболее эффективным с точки зрения получения опыта? Как вариант: стажировка в именитом агенстве, ассистирование большому профессионалу, может быть, продолжение обучения в зарубежной школе, или переход между различными направлениями интерьерного дизайна и т. п.
— Профессия дизайнера интерьеров дает возможности развиваться и реализоваться совершенно по-разному. Как и во многих других индустриях, в нашей существуют две принципиальные модели роста: интенсивная специализация или экстенсивное получение широкой экспертизы. Первый путь связан с поиском профессиональной ниши, в которой ты становишься экспертом. И чем уже эта ниша, тем больше у тебя шансов стать единственным в своем роде специалистом, к которому потянутся клиенты и СМИ. Мне более близок другой путь — максимально широкого поля знаний и компетенций, который позволяет работать с различными запросами и даже руководить представителями смежных профессиональных областей, таких, как графический дизайн. Второй путь позволяет стать не только креативным специалистом, но и управленцем в креативной индустрии. Для интенсивного пути развития необходимо постоянно развивать контактную базу в своем сегменте рынка — с заказчиками, подрядчиками, дизайнерами и профильными сайтами. Во втором варианте приходится постоянно расширять базу всех возможных технологий, а также знакомиться и общаться со специалистами разного профиля. Например, мне это дает возможность работать с инсталляциями, интерьерным дизайном и архитектурой, а также развивать факультет дизайна интерьеров «Среды обучения».

В любом пути развития важен опыт реализованных проектов и, конечно, чем более необычные и значимые проекты ты можешь включить в свое портфолио, тем проще тебе получить следующие проекты или выгодный job offer. Именно поэтому работа или стажировка в иностранной студии всегда выглядит хорошим шагом в начале карьеры, но в дальнейшем шансы развиться на рынке зависят уже не от страны расположения студии, а от самого тебя, от твоего креативного продукта и грамотного менеджмента.
— Благодаря СМИ есть такое поп-представление о профессии, смещающее всю деятельность дизайнера в область декорирования жилой зоны. Между тем, городской житель постоянно посещает общественные пространства, где предварительно поработал дизайнер и создал определенный сценарий пребывания. Назови, пожалуйста, такие места и задачи дизайнера в них.
—  Этот шаблон берется из самой жизни — хлеб подавляющего большинства дизайнеров это именно жилые интерьеры. То, что ты противопоставляешь жилым интерьерам, называется дизайном архитектурной среды — задачей, которую часто решают архитекторы, иногда — дизайнеры. Умело срежиссированные общественные пространства в городе, успешные у жителей, это чаще всего пешеходные пространства, такие, как парки, скверы, площади и пешеходные улицы. Среди удачных примеров здесь я бы назвал Крымскую набережную и Триумфальную площадь в Москве, а за ее пределами — Музейный остров в Бильбао, реконструированную территорию завода Цолльферейн. В качестве одного из самых успешных примеров конверсии промышленного наследия в общественный центр: городские ланшафтные проекты, такие, как Roombeek the Brook Buro Sant en Co. А еще, пожалуй — сценарные детские площадки компании Monstrum, построенные по всему миру. Кроме городских ситуаций я бы добавил к списку выставочные пространства, в первую очередь — Ельцин-центр и Музей демократии в Екатеринбурге — шикарно срежиссированное при непосредственном участии Павла Лунгина выставочное пространство.

Задача дизайнера здесь в целом такая же, как и в любом другом виде дизайна, но с более широкими возможностями по креативной концепции и формотворчеству — нахождение основной креативной идеи и подбор под нее, с одной стороны, материалов и дизайнерских решений, с другой — специалистов, которые эту идею усилят и воплотят сначала в виртуальной, а потом в физической среде.
ЛЮБОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСТУПАЕТ КОММУНИКАТОРОМ МЕЖДУ ИДЕЕЙ И ПОСЕТИТЕЛЕМ. ПАРАДНАЯ ПЛОЩАДЬ ПОКАЗЫВАЕТ УСПЕХ И ВЛАСТЬ ГОСУДАРЯ, А ЭЛЕГАНТНОЕ ПАРКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО С НЕОБЫЧНЫМИ ЛАВОЧКАМИ — ВНИМАНИЕ К НАСЕЛЕНИЮ
— Стоит ли здесь еще упомянуть специфические функции пространства как канала коммуникации с брендом или продуктом?
— Это моя любимая тема, которую я развиваю с единомышленниками в моей студии, и называется она ambient marketing. Суть идеи — что любое общественное пространство на самом деле выступает коммуникатором между идеей и посетителем. Так, любая парадная площадь показывает успех и власть государя, а элегантное парковое пространство с необычными лавочками — внимание к населению. Точно так же и с частными общественными зонами. Все они могут выступать источником информации о бренде, включать посетителя в активности, связанные с брендом, а также позволяют бренду ассоциироваться с чем-то безусловно положительным и классным. В этом и состоит наша работа как ambient- студии, то есть студии, занимающейся работой с пространством и его наполнением как с одним из самых богатых каналов PR-коммуникации любого бренда, предлагая этим брендам сделать город лучше и одновременно повысить свою популярность и уровень в глазах покупателей, не нарушая городское пространство классическим навязчивым и мусорным по отношению к городскому пространству рекламным сообщением.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ К НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ, НОВИНКАМ И ИДЕЯМ — ВАША ВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ ЯРКИЙ ПРОЕКТ, КАКИХ ЕЩЁ НЕ ДЕЛАЛ НИКТО
— Таким образом, какими навыками и познаниями в каких областях, не считая обязательных умений проектировать и визуализировать свои идеи, нужно обладать современному дизайнеру интерьеров?
— Конечный набор назвать сложно, тем более, у каждой специфической области внутри дизайна интерьеров этот набор немного разный. Поэтому попробую пройтись по общим местам:

  • Коммуникационные навыки. Вы должны уметь получать необходимую информацию, в первую очередь, от клиентов и налаживать связи с командой и с потенциальными партнерами в своих проектах.
  • Менеджмент. Вы должны уметь строить свою работу, документооборот между вами и заказчиком.
  • Языки. Опыта вне родного рынка дизайна гораздо больше, нежели внутри. Вы можете почерпнуть массу полезного на английском — в СМИ, в научных работах, в фильмах и лекциях иностранцев.
  • Любознательность. Новые технологии, новинки и идеи — ваша возможность сделать яркий проект, каких еще не делал никто.
— После знакомства человека с интернетом, интерфейсами и виртуальной реальностью жизнь больше никогда не будет прежней. В воздухе витает запрос на решения, позволяющие взаимодействовать со средой на новом уровне. Какими средствами интерьерный дизайн может отвечать духу времени?
— Безусловно, изменение образа жизни приводит и к изменениям среды обитания человека. Наиболее заметно это изменение в офисах: многие компании частично отказываются от закрепления рабочих мест за сотрудниками, которые предпочитают работать и коммуницировать друг с другом в неформальной обстановке, а не за рабочим столом. Этот тренд называется agile-офис. В остальном, изменения выливаются в новые типы общественных интерьеров — здесь можно упомянуть коворкинги и антикафе, фри-флоу кафетерии, а также в перемешивании стандартных функциональных типов заведений: в последнее время можно часто увидеть как в магазинах и на рынках появляются кафе, как кафе объединяются в крытые фуд-маркеты, как торговые центры становятся крытыми парками, и так далее.
— Как дизайнеру развивать кругозор и художественный вкус? Где можно почерпнуть ценную информацию, формирующую и оттачивающую концептуальное видение?
— Важнейшая задача любого дизайнера — собирать образы и впечатления, чтобы затем применять их в работе. Самые богатые на образы места для меня: театр, выставки, необычные городские ситуации и предметный дизайн, а еще — творческие люди. Концептуальное видение есть у каждого, и подпитываться оно может из любых источников. Пожалуй, важно скорее быть любознательным и восторженным человеком — этого достаточно, чтобы развиваться.
— Покажи несколько примеров работ студий или отдельных дизайнеров, работающих в авангарде интерьерного дизайна и отвечающих современным вызовам.
— С большим удовольствием слежу за деятельностью VOX ARCHITECTS, Form Bureau и NOWADAYS office — наших дизайнеров, работающих на максимальном уровне актуальности и качества. За иностранными студиями по интерьерному дизайну я не слежу, предпочитая отсматривать порталы archdaily и dezeen, зато внимательно наблюдаю за командами Olafur Eliasson, JASON BRUGES STUDIO, WHITEvoid, Studio DRIFT и другими мировыми медиа-художниками, чьи новаторские технологии и идеи постепенно приходят в дизайн.
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!