Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения».
Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
После получения заявки мы позвоним вам, чтобы ответить на вопросы и помочь определиться с программой
Выберите Факультет (например, «Факультет дизайна»)
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
Представитель приемной комиссии перезвонит в течение часа в рабочее время

Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ДИЗАЙН / 24 января
«В МОСКВЕ И ТАК ВСЕ В ПОРЯДКЕ С МЕРОПРИЯТИЯМИ. НАША ЦЕЛЬ — НЕСТИ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЫ»
20 и 21 января в Ульяновске состоялся уже 23-й форум Дизайн-выходные. Мы тоже съездили в Ульяновск, чтобы послушать, что профессионалы говорят о продуктовом дизайне и проектировании, познакомиться с местным дизайн-сообществом и подробно расспросить организаторов Вячеслава Правдзинского и Артема Геллера, как у них получилось классное всероссийское мероприятие, как оно развивалось и что начинается после встречи нескольких сотен дизайнеров в одном городе.
«Среда обучения» съездила на Дизайн-выходные
Ульяновск, 20 — 21 января
— Как вы начинали? Как появилась идея Дизайн-выходных, и как вы ее «продали» партнерам, спикерам и арендодателям площадок?
Вячеслав Правдзинский, дизайнер, творческий директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива», советник главы Удмуртии
Недавно Facebook напомнил мне, что мы с Темой познакомились шесть лет назад. Собственно, «Дизайн-выходные» и были итогом нашего первого разговора в Сети. Началось все с рассуждений на тему того, какой должна быть поддержка дизайна со стороны государства, ну, а закончилось решением, что мы и сами кое-что можем сделать.
Артем Геллер, генеральный директор Лаборатории Артема Геллера, ведущий эксперт Института развития интернета в экосистеме дизайна интерфейсов и юзабилити, участник разработки сайта президента России
Слава написал пост о том, как он видит развитие дизайн-образования в нашей стране, что можно улучшить. Я тогда работал над этим ресурсом, нечаянно прочитал его сообщение и сказал что-то вроде: «Пока ты вот это все тут рассказываешь, теорию, мы уже съездили в Брянск».
Спикеры приехали бесплатно, просто сели в одну машину в субботу утром и поехали
Артем рассказал, как они за пару месяцев до этого ездили с ребятами в Брянск на родину Саши Коровина и организовали что-то вроде открытой лекции на местном факультете дизайна. Спикеры приехали бесплатно, просто сели в одну машину в субботу утром и поехали. Для студентов и тех, кто хотел прийти, не было никаких входных билетов, и в целом был очень неформальный и полезный для всех разговор. Называлось это их мероприятие тогда Design Day. Мне эта идея понравилась, и я предложил Артему повторить, но уже в моем родном городе — Костроме. По аналогии с мероприятием в Брянске мы назвали наше Kostroma Design Weekend.
Я знал, что можно было провести в Смоленске, потому что я из Смоленска, а Слава знал, что можно организовать в Костроме, потому что он оттуда.
Я рассказал об идее провести такое мероприятие своим друзьям и знакомым в Костроме, им эта идея очень понравилась, и, собственно, из них и сформировался первый оргкомитет мероприятия. Один из них был управляющим в гостинице и организовал нам бесплатное размещение для спикеров. Знакомые ребята бесплатно предоставили нам лекционный зал. Знакомая, руководившая глянцевым журналом, выделила нам несколько рекламных площадей, в обмен на которые мы привлекли еще ряд спонсоров. Администрация региона бесплатно предоставила большой туристический автобус, на котором мы привезли спикеров в Кострому. В общем, с миру по нитке собрали мероприятие.
Меня удивило тогда, что все спикеры довольно просто соглашались. То есть те люди, которые кажутся кому-то недосягаемыми, оказались максимально доступны. Вся жизнь так устроена: всем кажется, что кто-то большой и страшный, а он на самом деле совсем рядом.
Приглашаем на мероприятие только практиков, дизайнеров, которые сами что-то делают руками, и, мы стараемся поддерживать максимально неформальную обстановку и говорить друг с другом максимально искренне
— Как прошло первое мероприятие? Какая была реакция? С чем неожиданно приятным или неприятным пришлось столкнуться тогда?
Когда мы с Артемом обсуждали первое мероприятие, мы обговорили формат, который и соблюдаем, в общем-то, без изменений поныне. Основные его принципы: мероприятия должны быть бесплатными (никаких гонораров спикерам и никаких входных билетов), мы приглашаем на мероприятие только практиков, дизайнеров, которые сами что-то делают руками, и, самое важное, мы стараемся поддерживать максимально неформальную обстановку и говорить друг с другом максимально искренне. Мы всегда стараемся приглашать новых спикеров, но если человек не воспринял наши принципы: лукавит во время выступления или под видом полезного для всех доклада пытается «продать» себя или какую-то работу, то мы таких спикеров, как правило, больше не приглашаем.

Неожиданным был тот интерес, который вызвали — и вызывают до сих пор — наши мероприятия. На первое мероприятие мы хотели пригласить пять-семь спикеров и рассчитывали на 50−70 слушателей. Но в итоге там было около 650 слушателей и 35 спикеров. Помню, как за несколько дней до мероприятия пришлось спешно искать стулья, лавочки, вешалки и открывать второй зал, чтобы вместить всех желающих.
Дополнительные пуфики, на которых ребята сидели, люди шили чуть ли не прямо перед стартом. Потому что никто не думал, что мы соберем столько народу. В дальнейшем для меня было шоком, когда мы полторы тысячи собрали в Воронеже. Все-таки полторы тысячи и шестьсот — это разные цифры. А вообще, когда проводится такое многочисленное мероприятие, уже должна стоять машина скорой и должны быть предусмотрены всякие вещи, но нам удалось как-то по-тихому его тогда провести.
—  Главное, чтобы вас не прозвали несанкционированным митингом…
Да. Мы по-тихому провели, инцидентов не было, и все прошло прекрасно. В остальном от администрации никаких проблем. Она только нам помогает.
Мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории
— То есть администрация города нормально реагирует на такое мероприятие?
Всегда по-разному. В каких-то регионах муниципальные и региональные власти очень плотно включены в подготовку: помогают площадками и информационным ресурсом. Где-то мероприятие проходит без непосредственной поддержки властей. Все зависит от местных организаторов. Но мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории.

Год назад, после мероприятия в Суздале, мы провели опрос среди участников и выяснили, насколько наши мероприятия полезны для территорий в количественном выражении. И хотя мероприятие в Суздале не совсем стандартное для нас, так как 90% аудитории там были приезжие, но тем не менее, при затратах на его организацию в 200 с лишним тысяч рублей, участники мероприятия оставили в городе за два дня пребывания (в гостиницах, ресторанах и магазинах) более 3,6 миллиона рублей.
Есть очень показательный пример. Сегодня на сравнительно небольшом мероприятии в Ульяновске мы договорились о Дизайн-выходных, которые будем проводить в Самаре — с главой информационного департамента Самары, который сам приехал на Дизайн-выходные в Ульяновск. И еще договорились с Казанью, с Иннополисом, что будем проводить мероприятие там, потому что на Дизайн-выходные в Ульяновск приехал и чиновник из Иннополиса, который занимается развитием этого, скажем так, квазигорода.
Мы всегда выступаем за то, чтобы власти вовлекались в мероприятие, так как это позволяет закрепить его эффект для территории
— Как и когда в составе участников появились «звезды», Денис Башев, например?
Прямо сразу. За привлечение «звезд» у нас всегда отвечал Артем, и на первом же мероприятии у нас выступали и Виталий Быков, и Саша Ковальский, и Василий Эсманов, и еще несколько десятков дизайнеров первой величины. Был забавный эффект, который мы закрепили и которым пользуемся до сих пор: дизайнерам иногда легче собраться и увидеться друг с другом на таких выездных мероприятиях, как наше, поэтому, видя фамилию своего товарища или хорошо знакомого человека в списке выступающих, «звезды» охотно соглашались поучаствовать тоже.

Ну и потом, совсем уж «звезд» мы никогда не приглашали. Тема Лебедев, например, так и не поучаствовал у нас ни разу. А те, кто участвуют, вот Денис Башев, например, — люди максимально простые и понятные. Ну и потом, начиная со второго года жизни проекта, сформировалось сообщество спикеров, которые ездят к нам довольно часто, и мы считаем, что проект давно уже не наш с Артемом — это проект всего сообщества. Денис, когда приезжает, уже не в первый раз выступает с рассказом, что такое Дизайн-выходные и как ими пользоваться.
Мне кажется, что на Выходных так или иначе выступали — не просто сидели, а именно выступали — наверное, все значимые люди индустрии или практически все, потому что у нас комфортная площадка для тех, кто хочет начать говорить, даже для тех, кто не очень публичный человек.
— Авторские мастер-классы на мероприятии сразу появились или пришли со временем?
Они пришли со временем. Мы хотели разнообразить формат. Вообще у нас несколько форматов. Есть однодневный формат, по одной узкой теме. Самый частый — это двухдневный формат, там лекции и мастер-классы. И есть формат Дизайн-недели. Это чем-то похоже на лагерь: площадка, на которой решаются конкретные задачи.
Мастер-классы — это реакция на запрос аудитории «сделать больше практики» в рамках мероприятий. И, когда кто-то из спикеров предлагает вместо лекции провести мастер-класс, мы всегда стараемся вставить в программу такой блок.
Неделя в Абрау-Дюрсо — наше самое знаменитое мероприятие. Там ребята сделали очень много классного: велодорожки, навигацию, туристическую айдентику, скамейки, сайт Абрау
Есть проблема мастер-классов двухдневного формата, не говоря уже о дневном. Мы хотим приносить пользу в том месте, где находимся. И за день, и даже за два невозможно получить готовый результат. А на мероприятии длиной в неделю дизайнеры за первые два-три дня проходят стадию концепции, в конце недели идет тестирование их идей, решений, и они могут получить реальный результат.

Всего таких Недель прошло у нас три-четыре, и мы многое успели там сделать. Последняя Неделя в Абрау-Дюрсо — наше самое знаменитое мероприятие. Там ребята сделали очень много классного: велодорожки, навигацию, туристическую айдентику, скамейки, сайт Абрау.
Помимо организации самого мероприятия местное дизайн-сообщество налаживает связи с другими активными городскими сообществами и структурами
— Вы сказали ранее, что Выходные — некоммерческое мероприятие. Как осуществляется его продвижение?
Самое лучшее продвижение — профессиональные гости. Не все, но многие дизайнеры — довольно медийные личности. Если они соглашаются ехать на Дизайн-выходные, мы их не просим об этом, но они сами могут написать (в соцсетях. — Ред.): «Я еду в Кострому на Дизайн-выходные». Часто этого достаточно. Иногда — нет, и мы просим ребят из того города, в который едем и не знаем местных сообществ, сайтов, где «живут» местные дизайнеры, разместить в них анонсы, посты или еще что-то. За это мы не платим и не собираемся.
Хотя в последнее время партнерами мероприятия все чаще выступают крупные бренды федерального уровня, по-прежнему основной груз организации лежит на местном сообществе. Поэтому, когда к нам выходили местные дизайн-сообщества с инициативами о проведении мероприятия, мы по своим контактам подключали к ним местных предпринимателей, депутатов и региональные власти. Это помимо организации самого мероприятия, помогает наладить связи местного дизайн-сообщества с другими активными городскими сообществами и структурами.
— А когда вы поняли, что о мероприятии всерьез заговорили?
Честно говоря, не уверен, что к нам можно применить понятие «всерьез заговорили». Так как мы никогда целенаправленно не занимались пиаром и продвижением, то мероприятие если и известно, то в относительно узких кругах деятелей дизайна.
Оно сразу стало известным в нашей дизайнерской среде. С другой стороны, есть такой момент, что эти вещи живут недолго, год могут они жить или несколько, а потом это все закрывается. А у нас так получилось, что этот формат востребован вот уже больше шести лет, и мы все еще собираем много людей. В этом году у нас очень много мероприятий, и мы уверены, что большое количество ребят их посетит.
Всего через мероприятие уже прошло где-то 10'000 человек.
Спустя несколько мероприятий в Кирове и Смоленске мы видим: всё, сообщество родилось
— Дизайнеры встречаются на Дизайн-выходных, общаются. А после мероприятия люди продолжают общаться, что-то вместе делать?
Да. У нас есть длинная дистанция в шесть лет, на которой мы можем отследить, как все меняется. Например, когда мы в первый раз приехали в Киров, а мы были там раза три, там было довольно много людей, но нас удивило, когда кто-то в зале задал вопрос: «А вы знакомы между собой?» Мы поняли, что зал между собой не знаком. То есть дизайнеров в Кирове объективно много, особенно графических, но они не дружат: у них нет одних и тех же заведений, одних и тех же мероприятий, сайтов и т. д. Но спустя несколько лет и несколько мероприятий на примере Кирова как раз, на примере моего родного Смоленска и на примере других городов мы видим: всё, сообщество родилось. По крайней мере частичка нашей заслуги в этом есть. Насколько она наша, я не знаю. Уверен, что это заслуга активных единиц самого региона, заслуга людей, но и наша частичка тоже в этом есть.
— А кто в принципе приходит на Дизайн-выходные? Возраст, сфера занятости, кроме дизайнеров?
Тут мы как раз очень небанальны, потому что это бесплатные мероприятия со свободным входом. Это накладывает определенные, на мой взгляд, прекрасные такие дополнительные сущности. Я до сих пор помню в Воронеже бабушку, которая сидела с внуком на нашем мероприятии. Можно над этим похихикать. С другой стороны, мне кажется, что это очень полезно и важно. И это наш большой плюс, этим мы очень сильно отличаемся от других мероприятий, потому что люди смежных профессий, других возрастов не могут на них попасть. А к нам могут и школьники, и кто угодно.
Возраст участников обычно колеблется в диапазоне 25−35 лет. Треть аудитории — практикующие дизайнеры разного профиля, треть — менеджмент в дизайне (проектные менеджеры, управляющие, директора, владельцы студий), треть — люди, так или иначе соприкасающиеся с дизайном (маркетологи, пиарщики, фотографы и т. д.). Если говорить о сферах, то у нас традиционно много цифровых дизайнеров разного профиля (веб, интерфейсы, мобильные разработчики), на втором месте — графики, а далее уже в сложно замеряемой пропорции идут иллюстраторы, промдизайнеры, моушен-дизайнеры и прочие.
Приходят обычно не более 10% студентов от общего числа обучающихся в регионе. Впрочем, примерно такое же число студентов и закрепляется в профессии
— То есть студентам, будущим дизайнерам, тем, кто ищет свой путь, полезно посетить Выходные?
Конечно. Но увы, студентов у нас на мероприятиях пока довольно мало. Хотя, казалось бы, все условия к тому созданы: бесплатный вход, доходчивый язык повествования спикеров. Но осознанность студентов в профессии везде довольно мала. На мероприятия приходят обычно не более 10% студентов от общего числа обучающихся по этой теме в регионе. Впрочем, примерно такое же число студентов и закрепляется в профессии.
Это в любом случае полезно. Просто я не думаю, что свое предназначение можно понять на мероприятии. Или ты склонен и этим занимаешься, или ты этим не занимаешься. Что-то большое складывается из мелких частей, а не из одного мероприятия. Мы лишь частичка этого образа в голове.
Больше местных, чуть меньше из Москвы и Питера и группки из совсем далеких краев и даже других стран
— Когда вы проводите мероприятие в конкретном городе, туда обычно приезжают люди из близлежащих городов?
Очень сильно зависит от того, куда мы едем. Если мы едем в Суздаль, например, это город крохотный, в нем полтора дизайнера. Но рядом есть Владимир, среднего масштаба город, где есть дизайн-сообщества. И, в принципе, это и от Москвы недалеко, поэтому довольно многие едут из Москвы. И это абсолютно не исключает тот факт, что несколько человек прилетят в Суздаль из Владивостока. Примерно в таком соотношении все и происходит: больше местных, чуть меньше из Москвы, Питера и группки из совсем далеких краев или даже других стран.
— По сути, Дизайн-выходные — это специализированное мероприятие для регионов…
Нет, в Москве у нас все прекрасно прошло, у нас было одно общее однодневное мероприятие, а другое — более узкое, тоже на день, про информационный дизайн. Просто наша миссия — это не Москва, в Москве и так все в порядке с мероприятиями. Наша задача — нести образование в регионы.
Ребята приезжают на Дизайн-выходные и затем хотят, чтобы что-то подобное прошло и у них
— Как все устроено? Вас приглашают, или вы сами выбираете город и ищете инициативных ребят на месте?
Мы никого не ищем: начиная с первого мероприятия и поныне, инициативы его проведения в том или ином регионе возникают, как правило, после того, как ребята приезжают на Дизайн-выходные, и затем хотят, чтобы что-то подобное прошло и у них.

Главным условием проведения мероприятия является самоорганизация местного сообщества и его готовность обеспечить условия организации: трансфер спикеров, их проживание и площадку для проведения мероприятия. В год нам поступает около 10−15 предложений из регионов, далее мы обозначаем, что необходимо для организации, и местные оргкомитеты начинают пошагово проходить процесс подготовки. Так как мероприятие некоммерческое и основная задача для оргкомитета — найти партнеров и обеспечить бюджет мероприятия, как правило, на этом этапе большая часть оргкомитетов застопориваются. Поэтому до финального этапа — проведения мероприятия — доходят лишь одна-две заявки из десяти. Но это нормально, так как в регионе инициаторами мероприятия выступают дизайнеры и дизайн-студии. Это для них непрофильная деятельность. Но те, кто проходят этот путь и проводят мероприятия, большие молодцы.
Мы выбираем тех, кто в нас вселяет большую уверенность, что мероприятие состоится и пройдет неплохо. Потому что мы не живем в этих городах и не знаем деталей: не знаем лучших площадок, не знаем, где можно жить, не знаем, с кем говорить и договариваться. Поэтому нам нужны активные люди на местах. Мы действительно их выбираем, вот прямо сейчас у нас очередь.
Нам, может быть, даже полезнее быть в Республике Сахе для восьмидесяти, чем в Подмосковье для двух тысяч
— Какая динамика у мероприятия? С какого количества встреч в год вы начали и какие планы на 2018-й?
У нас нет какого-то постоянного графика или плана. В первый год, 2012-й, прошло четыре мероприятия, а в следующий — аж семь. А в 2016-м — всего одно. В прошлом году было три мероприятия, в этом запланировано уже пять, но, скорее всего, их будет больше. Мы постоянно экспериментируем с форматами. Например, в этом году у нас довольно плотный график, и с января по май каждый месяц будет по мероприятию, но при этом каждое будет иметь свою специфику и ключевую тему. Посмотрим, насколько это будет интересно и удобно участникам.
Мы больше за качество, чем за количество. Нам не так важно, восемьдесят человек будет или две тысячи, потому что мы видели и то, и это. Нам, может быть, даже полезнее быть в Республике Сахе для восьмидесяти, чем в Подмосковье для двух тысяч. Для нас это важнее, для мероприятия и для нас как его организаторов. Понятно, что в миллионниках, в тех регионах, которые на IT заточены, как Казань, например, проще собрать людей. А в других будет сложнее.
Все чаще мы слышим о творческих и деловых союзах, которые выросли из знакомств на Дизайн-выходных
— Можно ли говорить о каких-то ощутимых результатах Дизайн-выходных? Следите ли вы за ними?
Последствия мероприятий целенаправленно мы, к сожалению, не отслеживаем. Не хватает времени. Но из того, что точно можем сказать: в последнее время значительно больше стало проходить региональных дизайн-событий, и это здорово. При этом выступают там спикеры, которые впервые попробовали себя на этом поприще именно у нас. Все чаще мы слышим о творческих и деловых союзах, которые выросли из знакомств на Дизайн-выходных. Больше того, на Дизайн-выходных случаются и куда более судьбоносные знакомства. Например, на недавнем мероприятии в Казани была молодая пара с ребенком, которые познакомились двумя годами ранее на других Выходных в Ярославле.
Я бы еще добавил, что нас теперь серьезно воспринимают, потому что видели готовые наши решения. И если нас кто-то просит в местах, где мы можем быть, показать результаты, для этого у нас есть условное портфолио, а если это не наше портфолио, то портфолио тех проектов, которые были созданы в рамках Дизайн-выходных. Это куча проектов, прототипов в разных областях дизайна: в промышленном и средовом дизайне, графическом дизайне, брендинге, айдентике, вебе. Реальные кейсы, которые вошли в жизнь из мест и компаний, для которых мы их сделали.
Беседовала Наташа Генина / Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности