Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения».
Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
После получения заявки мы позвоним вам, чтобы ответить на вопросы и помочь определиться с программой
Выберите Факультет (например, «Факультет дизайна»)
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
Представитель приемной комиссии перезвонит в течение часа в рабочее время

Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 7 февраля
Эмоциональное выгорание
Один из популярных запросов, с которым обращаются к психологу, — это эмоциональное выгорание. Альфрид Лэнгле, основатель экзистенциального анализа, считает выгорание симптомом нашего времени.
Почему мы выгораем? В первую очередь из-за ускорившегося темпа жизни, в которой хочется успеть как можно больше. После усиленной подготовки к экзаменам, срочного завершения проекта или воспитания трехлетнего ребенка параллельно с работой мы оказываемся на пределе сил. Первые симптомы выгорания заметить просто: мы становимся раздражительны, ничего не хотим, с трудом засыпаем или, наоборот, спим очень много. Когда клиенты приходят с такими симптомами, они часто говорят «у меня депрессия», но это не она. Это выгорание на уровне физиологической и психологической реакции на чрезмерное напряжение. В этом случае помогают выходные дни или короткий отпуск, наполненный временем для себя, а также приятные физические нагрузки — спорт.

Если мы не можем позволить себе отдохнуть, а вызовы продолжаются, то психика переходит в авральный режим. Мы постоянно боимся, чувствуем, что нас сейчас будут дергать и что-то требовать, ожидаем удара. На физическом уровне это тоже видно: нервы и мышцы перенапрягаются, начинаются головные боли, непроизвольно сжимаются зубы. Это первые симптомы хронического выгорания, которое не вылечивается каникулами на Бали, потому что потом мы вернемся и впрыгнем в привычное колесо.

Существует шкала эмоционального выгорания, которую разработал американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Все начинается очень позитивно, но потом опрокидывается в 12 последовательных стадий.
0
Вы полны энтузиазма, в восторге от своей работы или учебы, хотите заниматься ею 24/7 и отдадите за это дело весь мир и коньки в придачу.
1
Вы начинаете доказывать — в первую очередь себе, — что можете сделать это, это и еще вон то. Вы хотите утвердиться во мнении, что делаете свое дело хорошо и не зря.
2
Вы постепенно переходите в график рабочего на заводе военного времени: выполняете задачи по 10, 12, 14 часов в день. Вам еще кажется, что вы не устали, но родственники все реже могут поговорить с вами вечером, потому что вы приходите домой только спать.
3
Вы забываете поесть. В туалет сходить тоже иногда забываете. Организм посылает вам сигналы, что он истощен, а вы не замечаете их и игнорируете свои потребности.
4-6
Вами овладевает апатия, все валится из рук, но вы продолжаете вкалывать. Вы помните, что когда-то эта работа вам нравилась, только все меньше понимаете, что такое «нравилось». Тем более вы не можете вспомнить, от чего еще получали удовольствие. Все чаще вы огрызаетесь на друзей, зовущих в кино, родственников, предлагающих обед, и деловых партнеров, вносящих правки в проект.
7-10
Вы не хотите ничего делать и ни с кем общаться. Происходит деперсонализация, возникают мысли: «Ничего не изменится, я бесполезен, все тлен».
11-12
Вы функционируете на автомате и чувствуете внутреннюю пустоту размером с черную дыру. Вот здесь уже возникает депрессия, проявляются физические заболевания, порой очень серьезные, могут возникать суицидальные мысли.
Если на последней стадии вы сумели, как барон Мюнхгаузен, вытащить себя за волосы из болота и отнести к психотерапевту — вы молодец. Бывают клиенты, которые не в состоянии поднять телефонную трубку и записаться на прием. В реалиях нашей страны ситуация усугубляется тем, что психотерапевта надо еще найти, параллельно выключив «голос общества», зудящий: «Просто возьми себя в руки» и «Все так живут».

Психотерапией при выгорании занимаются специалисты разных направлений. В критической ситуации идти можно к любому. Если же еще есть силы выбирать, посмотрите, как разные подходы смотрят на эту проблему.

Мы упоминали Альфрида Лэнгле, поэтому сперва — об эмоциональном выгорании с позиции экзистенциальной психотерапии. С ее точки зрения причина выгорания кроется в потере смысла. Виктор Франкл — знаменитый психотерапевт, переживший концлагерь и написавший об этом книгу, — говорил об экзистенциальном вакууме, при котором возникает чувство пустоты и бессмысленности. Поэтому при работе с выгоранием логотерапевты опираются на несколько тезисов.
1
Выгорает тот, кто не проживает ценности своего дела. Пока есть внутренний смысл, все хорошо. Однако не стоит путать его с энтузиазмом и воодушевлением, которые дают сильнейший стартовый заряд для выгорания.
2
Выгорает тот, чья мотивация формальна, направлена не на деятельность, а на удовлетворение неосознаваемых эго-потребностей. Человек как будто бы пытается оплатить счет времени, тратя себя на то, что ему на самом деле не нужно.
3
Выгорает тот, у кого есть очень острый субъективный дефицит, который он пытается восполнить своей работой: затыкает дыру внутри.
Экзистенциальные аналитики уделяют много внимания глубинным установкам человека о жизненно важном. От чего зависит все в жизни? Вследствие того, как человек отвечает себе на этот вопрос, проявляются его требования к самому себе и к окружающей реальности. «Хорошая жизнь — это вот так, — думает человек. — Чтобы жить хорошо, я должен делать то-то и то-то». Если действия в реальности чрезмерны или в какой-то момент перестают соответствовать внутреннему смыслу, человек «сжигает» себя во имя того, что ему на самом деле не нужно. Что же делать? Экзистенциальные аналитики предлагают параллельно работать на двух уровнях. Один предполагает техники расслабления, тайм-менеджмент и просто отдых. Второй же включает работу над экзистенциальной установкой. Вопросы про нее человек может задавать себе и сам, только необходимо отвечать честно:
Для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть, что-то, в чем я не так охотно готов признаться самому себе?
Нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или еще и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Переживаю ли я в нем себя свободно обменивающимся с миром (в потоке, в диалоге)?
Хочу ли я посвятить этому делу жизнь — то ли это, ради чего я живу? Рефлексия такого рода может спровоцировать и более глубинные вопросы:
Нравится ли мне жить?
Имею ли я право быть собой?
Ценит ли меня кто-то? Могу ли я сам признать свою ценность?
Ответы на эти вопросы не могут быть легкими, но именно они ведут к возвращению — или обретению — истинного смысла.

Немного иначе смотрит на эмоциональное выгорание трансактный анализ. Поскольку ресурс у выгоревшего человека находится на очень низком уровне, для начала нужно проанализировать, что происходит с его эго-состояниями. Напомним, что их три: Родитель, Взрослый, Ребенок, у каждого есть свои ипостаси, и с ними принципиально работать последовательно.
Начинается все с Заботливого Родителя. Он отвечает за заботу о себе: ее качество и способы реализации. Мы помним, что эта сфера при выгорании «западает» одна из первых. Поэтому важно задать клиенту простые вопросы: как он любит одеваться? Куда последний раз ездил в отпуск? Какая его любимая еда и часто ли он себя ею балует? Как спит? Что любит делать и делает с удовольствием, кроме работы? Такие вопросы одновременно являются диагностическими и терапевтическими. Они дополняют информацию, полученную из наблюдений, и фокусируют человека на его собственных потребностях, подсказывая, где взять ресурс. Можно предложить клиенту написать список любимых занятий и в качестве домашнего задания реализовывать их. Также можно работать над повышением эффективности заботы о себе: обращать внимание на здоровье и успешность, учиться давать самому себе поглаживания или грамотно запрашивать их у окружающих.
Далее начинается работа с Критикующим Родителем. Необходимо проанализировать самокритику, и если она деструктивна — вывести ее за пределы личности клиента. Проще говоря, изменить мысль «я плохой и у меня никогда ничего не получается» на «в этой ситуации я могу поступить вот так, это даст лучший результат». Здесь можно использовать гештальтистские и психодраматические техники, например, «Горячий стул» с парой родительских эго-состояний.
Следующая задача — освободить эго-состояние Взрослого от деструктивных влияний Родителя. Это называется деконтаминацией. Можно спрашивать: насколько критические замечания правомерны и действенны? Когда внутренний критик говорит тише, появляются позитивные эмоции, с ними легче размышлять и поддерживать себя. В эмоциональном выгорании можно выявить дополнительный смысл: это время для пересмотра ценностей, повод изменить старые неосознанные убеждения о собственной эффективности, стимул для творческого развития и личностного роста.
Здесь стоит обратиться к эго-состоянию Ребенка. Естественный Ребенок любит играть, у него много ресурса, и в терапии важно его задействовать. Можно использовать фотографии, игрушки, сказки или юмор; можно с помощью трансовых техник регрессировать клиента в ранее детство; можно переписываться с существом по имени СЭВ — синдромом эмоционального выгорания. Задача всех этих действий — поддержать Адаптивного Ребенка, который пострадал больше всего. Дело в том, что именно он отвечает за исполнительность, послушность и при этом очень чувствителен и уязвим для критики. «Будь совершенным», «Радуй других», «Будь сильным» — это только некоторые установки Адаптивного Ребенка, которые делают его идеальной мишенью для выгорания.
После анализа каждого из эго-состояний трансактный анализ предлагает либо остаться на уровне контроля над симптомами, либо уйти в глубинную терапию, чтобы принять новые решения относительно ценностей и эффективно использовать ресурсы настоящего.

Иногда при эмоциональном выгорании клиенту сложно говорить о том, что с ним происходит. А бывают случаи, при которых терапию необходимо провести не с одним, а с несколькими людьми одновременно. Здесь стоит применять техники арт-терапии.
1
Потому, что творчество канализирует эмоции, с которыми как раз необходимо работать при СЭВ, и позволяет психотерапевту диагностировать их, а клиенту сразу прорабатывать проблему.
2
Создавая творческий продукт, мы выходим из системы рациональной оценки, расслабляем подсознание и задействуем символы, которые помогают выразить «боль» гораздо более точно.
3
Арт-терапия работает с людьми любого возраста, профессии и социального статуса и совершенно не ограничена в инструментах. Можно рисовать мандалы, раскрашивать акрилом, делать витражи, лепить из пластилина или глины, задействовать природные материалы и в принципе использовать все, что приходит в голову. Техники арт-терапии полезны также для профилактики эмоционального выгорания.
4
Вывести человека из состояния автоматизма гораздо проще с помощью того, что он может увидеть и потрогать. Шанс клиента нормализоваться во время рисования или лепки повышается в сравнении с попыткой «заставить отдохнуть».
5
Арт-терапия работает не только здесь и сейчас, но и дает отсроченный эффект: запускает механизмы самоисцеления и формирует активную жизненную позицию, в которой человек находит внутренний ресурс для самоподдержки.
При подготовке материала использованы работы А. Лэнгле о синдроме эмоционального выгорания, статьи специалиста по трансактному анализу Г. А. Макаровой и арт-терапии М. В. Мусийчук.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности