ЗАЯВКА НА ОБУЧЕНИЕ
После получения заявки мы позвоним вам, чтобы ответить на вопросы и помочь определиться с программой.
Представитель приемной комиссии перезвонит в течение часа в рабочее время.

Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения».

* Звёздочкой отмечены поля, обязательные для заполнения.

Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Алена Сыромятникова, специалист по преподаванию английского и французского взрослым и детям и преподаватель курса «Английский для учителя» на Факультете иностранных языков — о том, как постепенно разрушить навязанную ассоциацию «книга = наказание» и вернуть ребенку радость увлеченного чтения.
ЧТЕНИЕ КНИГ НА УРОКЕ И НЕ ТОЛЬКО
Мама говорит, что с каждым годом ее воспоминания о том, когда я научилась читать, относятся ко все более раннему возрасту. Я сама помню отрывочно, как я читала азбуку до школы, засыпала с «Карлсоном» на животе в свой первый учебный год, а классе в четвертом попросила технику чтения у меня проверять на «Властелине колец» и жутко гордилась 176 словами в минуту осознанного чтения вслух.

С появлением французского в моей жизни прибавилось книг, и их количество росло в геометрической прогрессии с каждым новым иностранным языком.

Всю школьную жизнь книги мне дарили, и я до сих пор убеждена, что есть хороший подарок, есть плохой, а есть книга. Потому, мне кажется, мои студенты/ученики уже давно не ждут никаких других подарков, кроме как книг на все праздники и иногда просто так, без повода.

Все мои ученики знают, что в конце урока мы читаем. Знают настолько хорошо, что урок не считается законченным без этого этапа: однажды мы немного затянули предыдущую часть, и я уже здорово опаздывала на следующее занятие, но Андрей не собирался со мной прощаться без очередной истории, чуть ли не силой усадив меня на стул и принявшись читать мне вслух про Мальчика-с-пальчик.

Они любят читать, даже если им сложно, даже если я потом их «допрашиваю», даже если половина им непонятна, даже если они смертельно устали. Потому что чтение — это награда, а не наказание. Хочется припомнить тут Пеннака и его «Как роман», но я, похоже, уже всех вас замотивировала его прочитать.

Чтение может быть для учебы, а может быть в удовольствие. И если сделать все правильно, то чтение в удовольствие рождается из чтения для учебы. Как это?
1
До того как начать читать, мы листаем книгу, рассматриваем обложку, хохочем над забавными героями и рассуждаем над названием — ребенок чувствует, что будет весело.
2
На уроке мы читаем небольшие истории или целые детские книжечки (большая картинка, одно предложение на страницу) — ребенок чувствует, что он сделал большое дело, прочел целую книгу, все понял (конечно же понял: картинки плюс объяснения преподавателя — залог успеха).
3
Мы делаем какие-то простенькие задания на соединение слов и картинок, расположение сцен в правильном порядке, разгадывание кроссворда (зависит от возраста и уровня) — какие-то слова остаются в голове, большего и желать грешно.
4
После прочтения я задаю вопросы: кто главный герой, какая у него проблема, кто ему мешает, кто помогает — ребенок еще больше собой гордится, потому что все это можно понять по картинкам, даже если текст остался неясен. Кстати, вот наткнулась на очень крутую заготовку для такой работы с историями — дети любят спинеры.
5
Мы пытаемся пересказать прочитанное. Поначалу они выезжают на моих подсказках, но с каждой новой книгой/историей все больше говорят сами и все меньше нуждаются в костылях в виде наводящих вопросов или нашептываний. Можно только представить, что чувствует ребенок, который только что пересказал историю. Сам! Целую историю!
6
Я всегда спрашиваю, понравилось ли то, что мы читали, и почему да или нет. Глубина и развернутость ответа зависят от возраста и уровня, но это очень важно — дать ребенку почувствовать, что его мнение важно. И очень важно, конечно, это мнение принять, даже если ему не понравилась история, — у него есть такое право. Равно как и право не отвечать на какие-то вопросы, не дочитывать до конца и просить почитать ту же самую историю в следующий раз.
Давайте вернем детям любовь к книгам — ведь она у них была, и если теперь она куда-то пропала, то только потому, что мы ее бессовестно забрали.

Автор: Алена Сыромятникова

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!