Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения».
Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
После получения заявки мы позвоним вам, чтобы ответить на вопросы и помочь определиться с программой
Выберите Факультет (например, «Факультет дизайна»)
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
Представитель приемной комиссии перезвонит в течение часа в рабочее время

Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
«Мечтай по-крупному. Думай о невероятном»
Студия Drift, созданная в 2007 году в Амстердаме, уже давно отметила свой десятый юбилей. Долгое время работы студии, привлекающие внимание, величественные и при том легкие объекты, были в центре внимания благодаря использованию одновременно поэтичных образов и передовых технологий. Основатели студии — Лоннеке Гордийн и Ральф Наута — всегда добавляют в дизайн впечатляющий компонент, с помощью которого им удается осуществлять задуманное. Главный инструмент и технология Лоннеке и Ральфа — это свет.
Знаковым проектом, который символически завершил первые десять лет работы студии, стал запуск в ночном небе над Атлантическим океаном множества светящихся дронов, которые имитировали естественное движение стаи птиц.

Эту работу под названием Franchise Freedom (приблизительное название «Привилегия свободы». — Ред.) можно считать своеобразным зеркалом общества, в котором мы живем, и поведения, которое мы все должны принимать или уважать, когда мы не одиноки. Индивид и группа — темы, которые всегда привлекали внимание, провоцировали людей и вызывали многочисленные споры.

Заручившись поддержкой партнеров Intel и BMW, которые поверили в эту грандиозную феерию, Гордин и Наута задались целью продемонстрировать принудительное, но необходимое соучастие индивида и группы. Так было создано совершенно уникальное зрелище, в котором взаимодействуют природа, последние технологии и человек.

Художники рассматривают общество, в котором мы живем, его социальные и политические ценности, а также вопросы индивидуальности, силы большинства против слабости индивида и ценности свободы самовыражения. Неплохо, учитывая нынешнее состояние мира.
— Как появляются ваши проекты?
Ральф Наута, основатель студии
Мы часто начинаем проект с вопроса: «Что, если бы мы могли???» Нам нравится мечтать по-крупному и думать о невероятном. Мы не хотим делать вещи, которые опирались бы на уже готовые, однозначно простые или «дешевые» решения. Идея должна быть новой и сложной или даже казаться недостижимой. Я воспринимаю нашу работу как битву, в которой нам нужно победить. Это большая личная победа — найти решения, которые казались невозможными в начале. Иногда это ожидаемо занимает много времени. Иногда наши идеи опережают доступные технические возможности, и мы работаем над ними в течение многих лет, прежде чем появляется результат. У нас всегда есть идеи, которые дожидаются, пока подтянется техника, чтобы мы могли наконец их воплотить.
Лоннеке Гордийн, основательница студии
Когда я училась в Академии дизайна в Эйндховене, это было очень концептуальное образование. Мне было интересно работать со скульптурными объектами, которые не имели никаких функций, кроме эстетических. Это дало мне время для изучения концептуальной стороны произведения. Мы с Ральфом пошли в эту школу, потому что хотели выразить наши идеи, привнести их в мир. Я всегда думаю о том, как работает наше сознание, как люди воспринимают так называемую реальность. Для меня важно открыть и другие варианты восприятия, найти время в нашем занятом образе жизни, чтобы почувствовать то, что я делаю, и подумать над этим.
— Как вы относитесь к технологиям?
Мы используем технологии в основном для того, чтобы понять, что оживляет объект. Свет, движение и желание выжить — это основные причины, которые определяют жизнь и стимулируют развитие нового в природе. Это в нашей крови. Я верю в объекты, опыт и среду, в которых отражены эти причины. Вот почему мы изучаем движение и свет в нашей работе. Мы используем технологию не ради самой технологии, а из-за того, что она может привнести в реальность. Технологии естественно сочетаются с опытом.
Мы считаем, что для всех глобальных проблем, которые стоят перед миром, уже существуют решения. Часто эти решения изобретают люди, которые не умеют публично демонстрировать и полностью раскрывать возможности своих открытий. Наша главная задача — культурно вовлечь технологическую отрасль в творческую индустрию, чтобы способствовать устойчивости футуристических разработок. Например, проект с дронами в сотрудничестве с Intel и BMW. Хотя всем известно, что дроны могут использоваться и для негативных вещей.

Люди быстро учатся реагировать на то, что на нас влияет. Давайте продолжим мечтать о позитивном будущем. Это самосбывающееся пророчество, с которым нам нужно быть осторожными.
— Что стало отправной точкой для этого проекта?
Летающая скульптура, которую мы реализовали в сотрудничестве с BMW, представляет собой произведение на стыке технологий, науки и искусства. Это и технологическое чудо, и захватывающий эстетический опыт — хороший пример реализации почти невозможного и использования новых технологий в положительном ключе. Началось с того, что мы увлеклись наблюдением за поведением скворцов, красотой их стайных перемещений. А затем у нас появились вопросы. Почему эти птицы ведут себя именно так, что ими движет? Мы воспринимаем птиц как символ свободы, но после продолжительных наблюдений мы начали сомневаться, действительно ли они свободны. Каждая птица должна немедленно реагировать на движения своих соседей, чтобы функционировать внутри стаи.
Так и человек пытается попасть в центр группы или общества ради собственной безопасности. Паттерны индивидуального и коллективного поведения бесконечно увлекательны, если наблюдать за ними со стороны. Мы отразили это стадное поведение в нашей прошлой световой установке Flylight, работа над которой началась в 2007 году. В ней благодаря алгоритму огни двигались сквозь группу стеклянных элементов, как если бы огни были стаей птиц. Тогда нас заинтересовало, можем ли мы создать движение огней без привязки к статичным стеклянным деталям, чтобы огни свободно перемещались в трехмерном пространстве. И так мы добрались до беспилотных дронов. Когда мы взялись реализовывать идею с дронами в 2008 году, нужная нам технология была далеко не такой продвинутой, как теперь. Сейчас, почти десять лет спустя, и благодаря нашим партнерам Intel и BMW мы наконец смогли закончить эту работу.
— Ваша работа задает тонкий баланс между группой и индивидуальностью. Как это происходит?
Свобода — это концепция следования определенным общественным правилам, которые работают для большинства. Здесь и кроется массовое противоречие. Человек должен принести индивидуальную жертву, чтобы достичь этого всеми желанного состояния. А эта жертва, в свою очередь, полностью разрушает наше естественное чувство свободы. Это противоречие прекрасно продемонстрировано в стайном поведении скворцов. То, что вы видите, когда смотрите на движения, — это ровно то, что мы делаем каждый день, все время. Группа кажется свободной, но человек — нет. Настоящая свобода внутри группы — это иллюзия, в которой мы сами себя убеждаем. Мы должны понимать, что у нас есть только один вариант выбора, и свобода в обществе для нас означает личную жертву. Наша работа Franchise Freedom проблематизирует такое поведение.
— Тогда что для вас свобода?
Свобода — это идея, желание, устремление к чему-либо, сила, стимулирующая прогресс и эволюцию. Свобода — важная часть жизни, человеческого бытия. Она играет большую роль в нашей жизни, но человек не абсолютно свободен! Он устремлен, и компромиссы, через которые он проходит, всяческие жертвы заставляют его работать во имя общественной пользы. Это можно увидеть и в поведении скворцов.
Будучи художниками, мы пытаемся достичь такой точки, где у нас было бы достаточно свободы и возможностей для работы. Но чтобы добраться туда, мы должны жертвовать временем, сном, друзьями и личной жизнью. Нам кажется, что мы делаем вещи красивее, чем они есть на самом деле. Нам нужна эта иллюзия, чтобы достичь нужных целей. То же самое касается свободы. Стремление к свободе означает для нас подчиненность системе. Это вопросы, подходить к которым нужно очень осторожно и осознанно.
— Какую невозможную мечту вы хотели бы реализовать?
Мы всегда будем стремиться сделать невозможное возможным. Нам просто нужно разумно выбирать «битвы». Одно дело — думать об этом. Другое — освобождение общества от иллюзорной идеи, что корректирование личного поведения создает свободу.
Оригинал интервью / Подготовила Татьяна Павлова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности