Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

ТЕКСТ О ТЕКСТЕ

Как правильно оформить свои мысли на бумаге? Рассказывает Юлия Шералиева
То, как мы пишем, произрастает из того, как мы мыслим. Тренируя письмо, мы отлаживаем мысли. А когда мы способны мыслить стройно, легко, понятно и гармонично, то и все остальное у нас выравнивается
ЮЛИЯ ШЕРАЛИЕВА
Преподаватель курсов «Интегрированные коммуникации», «Мастерство создания текстов» и «Пресс-релизы»
Создавая определенный текст, мы, с одной стороны даем мыслям волю, с другой — сдерживаем их. Гармоничные ясные мысли — легкое и непринужденное письмо. А значит, осуществленные поставленные задачи, достигнутое понимание, самовыражение, творчество и возможность быть услышанным.

Сегодня мастерство создания текстов полезно для тех, кто открывает бизнес или уже им обладает, и хочет сам научиться его пиарить, поскольку лучше других разбирается в нем. Для тех, кто работает в банке, на фирме, в интернет-магазине или галерее — и должен время от времени писать релизы на новые товары, услуги, возможности и предложения, которыми располагает его компания. Для психологов, открывающих собственную практику и мечтающих писать профессиональные, но понятные обычным людям, статьи. Для практиков, которым предложили стать теоретиками (художнику по костюмам подготовить лекции, экономисту — стать экспертом в журнале, географу — вести колонку в альманахе). А также для всех, кому просто хочется научиться высказываться в формате интересного, лаконичного, яркого, информативного и понятного актуального текста.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Самые актуальные на сегодняшний день виды текстов — статьи, эссе, рецензии и релизы. Каждый из этих жанров может раскрыть любую тему.

Для начала стоит понять актуальность темы. Всегда помните о том, что необходимо быть честным с самим собой, берясь за новый текст! Признайтесь: для кого и чего вы за него беретесь? Чего вы от него (и от себя) ждете? Актуальность темы определяется степенью новизны вашего высказывания (т.е. когда вы сообщаете потенциальным читателям что-то новое о хорошо забытом старом), или вообще обнаруживаете для общества нечто совершенно необычное. Актуальность определяется и масштабностью описываемого объекта.

Полезно ставить себя на место читателя и задавать себе вопросы, честно отвечая на них: «Было бы мне самому это интересно?». «Было бы мне это интересно, не будь я «в теме»?». «Что я сам знаю об этом?», «Что об этом знают другие?», «Что мне было бы интересно об этом узнать?». И так далее.

ВЫБИРАЕМ ЖАНР

Итак, тема выбрана, и вы всерьез собираетесь взяться за работу. Теперь пора определиться с жанром, чтобы было ясно, на что опираться, подбирая наиболее удобный формат создаваемого текста. Статьи, рецензии, релизы и эссе — самые удобные для этого форматы. Больше всего мы видим рецензии от сотен тысяч пользователей Интернета о новинках кино, музыки или книг. Почти не уступает по уровню популярности жанр травелога — статьи-повествования о путешествиях. Очень востребованы пост- и пресс-релизы от профессионалов и любителей на темы новинок в мире технологий, моды, бизнес-идей. Ну, а жанр эссе встречается нам в виде колонок известных колумнистов в журналах и постах блогеров, популярных и совсем неизвестных.

Чтобы не множить ошибки и огрехи в создании малых жанров, уточним, как их различать между собой и что для чего лучше подходит.

СТАТЬИ ЛУЧШЕ ДЕЛИТЬ НА ЧЕТЫРЕ ВИДА:

Исследовательская статья
Широкий охват тем, глобальность (в географическом и временном отношениях), масштабность. Отвечает на вопрос: «как это (явление, объект, персона) зародилось и развивалось?»
Аналитическая статья
Более узкий спектр, рассматривается что-то одно (одна страна, один период времени). Отвечает на вопрос: «Почему это произошло/развивалось именно так?»
Критическая статья
Область науки, искусства, реже — социальной или политической сферы. Рассматривает объект с одной точки зрения. Отвечает на вопрос: «Что это из себя представляет?». Это всегда качественный разбор
Полемическая статья
Близка к критической, но рассматривает объект с двух, как правило, противоположных точек зрения. За и против. Тезис и антитезис. Отвечает на вопрос: «Как мы видим это с той и с другой стороны?»

НЕМНОГО ТЕРМИНОЛОГИИ:

РЕЦЕНЗИЯ: главное в ней — объект, а не то, как его видит автор. Любой тезис (этот фильм — плохой, эта книга — прекрасна) должен быть аргументирован. Опора на столкновение, сравнение с чем-то другим, но в той же нише (фильм хуже, чем такой же, но другого режиссера. Лучше предыдущего фильма этого же автора. Ансамбль актеров проигрывает в сравнении с составом, не утвержденным на пробах. И т.п.). Не является прямым пересказом сюжета, концепции или научной гипотезы.

РЕЛИЗ: профессиональный текст для профессионалов. Задача: показать вкратце объект максимально интересным и полезным для дальнейшего развития.

ЭССЕ: сюжет, как и в рассказе, может быть, но в эссе он второстепенен. Главное — донести восприятие автором объект. Размышление. Рассуждение. Взвешивание. Художественные эссе — субъективны, все остальные — объективны. Т.е. главный объект в тексте — восприятие автором чего бы то ни было.

НАПИСАНИЕ ЛЮБОГО ТЕКСТА ТРЕБУЕТ ПЯТИ ПРОСТЫХ ШАГОВ. ВОТ ОНИ:

Шаг №1: Выбор темы (не помешает)
Шаг №2: Размышление над ней (и без этого никуда)
Шаг №3: Составление плана (увы, да-да, придется, даже для крошечного текстика)
Шаг №4: Написание текста (наконец-то)
Шаг №5: (да, это еще не все) Вычитка и правка

СТРУКТУРА ТЕКСТА

Название
Прямое, раскрывающее суть текста. Художественные изыски, намеки и многословие оставьте литераторам!
Лид
В три-четыре строки абзац, раскрывающий суть названия и являющийся сжатой формой дальнейшего материала). Отложенный: отсылающая к теме фраза, другой случай того же характера) или прямой. Представьте, что вы стали свидетелем чего-то яркого и интересного. Через поле (допустим, вы на природе!) — ваши друзья. Вы мчитесь к ним, чтобы поделиться увиденным. То, что вы выпалите в первых нескольких предложениях и будет прямым лидом. Сжатыми мехами гармоники. А когда развернете ее — это будет уже сам текст. Отложенный лид — пример по той же теме, которую вы раскроете в тексте
Основная часть
Полное раскрытие тезисов с аргументацией, примерами, высказываниями экспертов, комментариями и пр.
Заключение
Прогноз (например, текст про образование — «согласно опросу, в следующем году уровень образования повысится на 15 %»), резюме («заключим, что образование — штука полезная!»), закольцовывание («что и требовалось доказать!»), сентенция (какой-нибудь афоризм или высказывание древних), призыв («так давайте же образовываться больше и лучше!»)

ПИШЕМ!

Все понятно — и актуальность темы, и жанр. Но все никак не получается начать. Почему?

Чаще всего, вступает в силу «боязнь белого листа» (ну, или иногда «чистого»). Дурацкое определение. Потому что если вы в принципе способны запомнить, осмыслить или составить в обычном разговоре последовательный рассказ о чем-то, или озвучить мысль, высказать сложившуюся точку зрения, или пересказать смысл сказанного кем-то другим, значит, вы сможете изложить это письменно.

Т.е. никаких внешних причин для страхов быть не может. Наши подлинные страхи носят чисто психологический характер. Это самый обыкновенный страх быть непонятым, или понятым превратно. Получить насмешки окружающих, тогда как вы открылись, высказались, обнаружили свое собственное мнение или взгляд на что-то. Или просто опасаетесь написать непрофессиональный текст. Но ведь именно для этого вы и читаете эту статью?

Принимаясь за что-то новое, мы опасаемся реакции со стороны окружающих. Эта реакция нам неизвестна, поэтому она нас страшит. Другое дело, когда мы рассказываем о чем-то своим знакомым и друзьям, пишем посты в сетях…Именно для того, чтобы избежать чувства дискомфорта, вызванного возможной реакцией других на ваш текст, представьте, что вы пишете его для друзей. Откройте чат в любом мессенджере, и первому попавшемуся несчастному (вашему другу, приятелю, знакомому, коллеге) начните излагать ваш текст.
Привет! Представляешь, мне тут надо написать об образовании! (допустим)

О каком?

Во всем мире. Буквально с появления первых городов, затем развития письменности, наук и искусств…

То есть прямо во всем мире с самого зарождения?...

Ну да. Сначала из глубины времен, так сказать, а потом по регионам и странам — в Европе, в России, в США. Как они между собой различались, где развивались быстрее, где проще, где какие плюсы в образовательных системах, где минусы. Где что как сдают при поступлении и выпуске.

Еще ведь кое-где образование платное, а где-то — нет.

Точно.

Здорово. Дашь потом почитать?..
Все. Возьмите этот диалог и приведите его в повествовательную форму. Разбивая на абзацы, визуально улучшающие восприятие текста, логически выделяя ответы на незримые, но подразумеваемые вопросы (те самые, из диалога). Или другой пример — представьте, что вы берете интервью. Задайте сами себе вопросы, которые кажутся вам актуальными и интересными. Ответьте на них. А потом также уберите вопросы, просто начиная новый абзац с ответов на них. Получится развернутая последовательная история на заданную тему.

Именно непринужденно общаясь, вы, сами того не подозревая, составляете идеальный план, выявляющий самые интересные, полезные и важные стороны вашей темы. Ассоциативно ваше сознание среди первых моментов вызывает ключевые тезисы. Кстати, ваш собеседник может даже вам не ответить, но вы все равно продолжайте ему писать! Потому что, как и на приеме у психолога, или на исповеди у священника, или в гостях у все того же друга (того же самого!) вы позволяете речи литься самостоятельно.

Когда вы вплотную возьметесь за текст, его правку и вычитку, напоминайте себе о важности честности перед собой и читателем, а также о том, для чего и для кого вы его пишете. Не забывайте ставить себя на место читателя. Выходите за рамки автора, переходя на сторону незримого визави — читателя. Для этого полезно передохнуть и сделать паузу, насколько позволяет время. Полчаса, два часа, сутки, неделя. Это позволит сохранить возможную объективность, и создавать материал, чтобы не только «показать себя», но и сообщить нечто важное (художественно или информативно) читателю. Т.е. сделать приятное себе и миру.

УДАЧИ!

Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!