Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ НА ПЕРВОМ УРОКЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ
Преподаватель курса «Английский для учителя» на Факультете иностранных языков Алена Сыромятникова составила античеклист того, от чего лучше отказаться на первом уроке в группе взрослых
Резюме, собеседования и демо-урок позади — и вот завтра первое занятие в новой группе взрослых студентов. Если демо-урок был в другой группе, то это вообще самая первая ваша встреча. И как у любой первой встречи с перспективой долгих отношений, неплохо было бы себя показать и других посмотреть. То есть понять, насколько вам как преподавателю будет комфортно работать в этой группе и насколько им, студентам, будет полезно и приятно учиться у вас.

Задача педагога сводится к простой аббревиатуре ЗВОН: Заинтересовать, Вдохновить, Озадачить и Настроиться. Давайте проверим, не включили ли вы в план урока что-то, что эту идиллию может нарушить. Итак, анти-чек-лист, или От чего лучше отказаться на первом уроке в группе взрослых:
ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ
1. Давать тест на проверку уровня знаний
Безусловно, понять, что ваши новые студенты знают, а что нет, — это очень важно. Но организацией теста вы не поможете им понять, насколько вы хороший преподаватель. Более того, вы тоже ничего не поймете об их когнитивных навыках: памяти, внимании, темпе обучения и скорости реакции. В итоге урок получится очень формализованным, напряженным и бесполезным для студентов. Тест лучше дать или заранее, до первого урока, или в качестве домашнего задания после первого занятия.
2. Просить их рассказать что-то о себе
Именно в такой формулировке вопрос и по-русски-то многих ставит в тупик, а на иностранном языке это почти 100% болото: студенты будут долго думать, размазывать фразы во времени, стесняться. Все будут скучать: людям часто мучительно слушать друг про друга больше 3 фраз подряд, у всех разные жизни и интересы. Более того, если вдруг эта группа уже занималась до вас вместе, то они друг про друга основную информацию уже слышали. И последняя причина не делать этого: иногда мы, взрослые, не чувствуем времени, особенно если говорим о себе, — мы начнем и не сможем остановиться на 1 минуте, например. И либо преподаватель вынужден будет директивно прервать говорящего о себе человека, что оставляет неприятный осадочек, либо такое знакомство с группой выйдет за рамки пятиминутного упражнения на разогрев и захватит половину урока. В качестве альтернативы обмен информацией можно провести в парах в виде игры в кости, где на каждую грань приходится лишь один вопрос. И лучше, если это вопросы из разряда «рыба или мясо», «тигры или львы», «розы или тюльпаны», чем привычное «имя, место работы и любимая еда».
3. Играть в банальные игры на знакомство
Типа «снежный ком», «пять прилагательных о себе», «назови фрукт на первую букву своего имени» и прочие активности из топ-50 ice-breakers. Нет, игры сами по себе отличные, я обожаю их все. Но примерно к 25 годам каждый человек уже прошел порядка 10 тренингов и семинаров по повышению работоспособности, личной эффективности, тайм-менеджменту, а также студенческих посиделок и психологических тусовок. И на каждом таком мероприятии первый час посвящен знакомствам. Редко какие тренеры/аниматоры заморачиваются поиском чего-то оригинального, поэтому самые распространенные игры уже оскомину набили. Частая реакция на «снежный ком» — грустное равнодушие. Не совсем тот эффект, которого хотелось добиться на первом уроке, не правда ли? Лед отлично «тает» во время «ходилок», когда у каждого есть свой отдельный вопрос, который он должен задать остальным участникам группы, — все передвигаются, разговаривают и веселятся.
4. Критиковать их предыдущий опыт изучения языка
Прямо или косвенно мы все хотим считать себя лучшими учителями. Часто бывает, что так и есть. Но студентам не нужно об этом знать. Профессиональная этика обязывает нас не обсуждать действия другого педагога, потому то мы понятия не имеем, что объективно происходило. И если в открытую говорить, что предыдущий педагог плохо всё объяснил, никто не собирается, то так или иначе эта мысль сквозит в ироничной улыбке, интонации, фыркании или поднятых бровях, равно как и в комментариях: «Как это вы на уровне В2 умудряетесь делать ошибки в настоящем времени?» Если вдруг выяснилось, что студенты не знают чего-то, что на их уровне знать уже положено, то на первом уроке лучше не пускаться в объяснения, к которым вы не готовы, а взять себе на заметку и придумать интересный способ освежить материал на следующем уроке.
5. Использовать артистические и провокативные методы и техники
Будь то танцы, коллажи, рисования с закрытыми глазами или хождение паровозиком. Лично я обожаю все эти штуки, но ведь невозможно предсказать, кто перед вами: занудный дядя, крутящий пальцем у виска от предложения выйти из-за парты во время урока, либо душа Пеппи Длинный Чулок, закрытая в образе инвестиционного банкира, готовая вскочить на стол и отплясывать на нем чечетку. Лучше повременить с весельем до второго урока, а на первом присмотреться и прислушаться к тому, что за группа перед вами.

И напоследок: будет страшно, так же страшно, как на экзамене или подаче документов в вуз. Будет волнительно, так же волнительно, как на первом свидании или за кулисами перед концертным номером. А еще будет приятно, так же приятно, как занятие любимым спортом или чтение долгожданной книги. Преподавание — это отдельное измерение, а при вхождении в каждое новое измерение может слегка потрясти.

Автор: Алена Сыромятникова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!