Учитель читает курс. Один из учеников начинает претендовать на роль лидера группы: пытается задеть преподавателя, вступает с ним в конфликт, показывает, что он знает больше, что он круче. Учитель или терпит, или показывает, что главный тут он, но ему тяжело. Через какое-то время этот ученик или уходит, или же отсутствует из-за болезни. Преподаватель вздыхает с облегчением и думает: «Ну слава богу, хоть сегодня спокойно проведу лекцию». И в тот же момент другой ученик, который до этого сидел тихо-спокойно, не выпендривался, вдруг начинает выступать. Почему это происходит? Вот такие явления как раз изучает социальная психология.
Дело в том, что в группе все люди находятся в определенных ролях: лидер, аутсайдер, шестерка, среднестатусный участник группы. Не бывает в группе человека без роли. Роль сама требует, чтобы кто-то взял ее на себя. Группы бывают здоровые и нездоровые, закрытые и открытые. В открытых группах человек в зависимости от ситуации может играть разные роли. Например, муж с женой варят борщ. Жена играет роль лидера, а муж выступает в роли делового помощника. Потом они идут гулять в лес, и, если система открытая, муж может взять на себя роль лидера. Если же система закрытая, вы забираете себе лидерскую роль и ни в коем случае ее не отдаете. В открытой группе, если жена мужа обидела, он ей скажет: «Слушай, мне обидно, ты зачем на меня наехала?» Если группа закрытая, то такого прямого взаимодействия нет, а есть кривое. Обиженный муж пойдет и нажалуется ребенку или теще, а жене ничего не скажет. Социальные психологи занимаются подобными закономерностями и иногда в такой ситуации могут помочь. Но если человек постоянно стремится быть лидером и при этом в нем, например, сильно развита конфликтность, социальная психология ничего сделать не может. Тут нужна глубинная психология личности.