Декоратор в кино
Декораторы фильмов и сериалов — о работе над созданием съемочных сцен, взаимодействии с арт-директором и производственным дизайнером.
— Когда рассматривают кандидатуру декоратора для возможного участия в проекте, смотрят ли на его образование? Или только опыт имеет смысл?
— В моем случае образовательный фон, похоже, не имеет значения. Если кто-то пригласил меня на собеседование, они знают мое видение и мой стиль, знают режиссеров и продюсеров, с которыми я работала. Для большинства декораторов, которых я знаю, гораздо важнее любого образования — работа, которую вы проделали, хотя я считаю, что и бэкграунд в области искусства очень полезен. Я не уверена, что существует достаточно учебных программ, ориентированных на киноискусство. В киношколах основное внимание уделяется сценарному мастерству, режиссуре, операторскому и актерскому мастерству. Но там нет разнообразия курсов по производственному дизайну и оформлению.

Лесли Моралес, съемочный декоратор, «Порочные игры», 2012
страна: США, Великобритания
режиссер: Пак Чхан-ук
художник: Тереза ДеПрез, Уинг Ли, Курт и Барт
жанр: триллер, драма
— Как выглядит поиск площадки для проекта, что вы ищете?
— Мы ищем места действия и планы, описанные в сценарии. Например, в «Порочных играх» основное место действия — дом, и мы видели его как персонажа фильма, почти как актера. Сначала менеджер находит и фотографирует подходящий объект. Затем идут просмотры и обсуждения с режиссером, продюсером, дизайнером. Если директор и дизайнер видят потенциал, они едут на место, чтобы рассмотреть место вживую. Иногда дома, которые потрясающе выглядят на фото, не подходят для съемки по техническим причинам. Комнаты в доме могут быть небольшими, и нам нужно правильно выстроить композицию, создать ракурсы, правильное освещение, чтобы дом мог рассказать историю. Я не уверена, замечают ли зрители различия между этажами, но в «Порочных играх» для нас было очень важно перемещаться по дому, рассказывая о разных персонажах.

Лесли Моралес, съемочный декоратор, «Порочные игры», 2012
— Расскажите о своем пути.
— В университете я изучала историю искусств и английскую литературу, затем начала работать журналистом в сфере искусства. Однажды я помогла знакомому фотографу с организацией съемки и с проявкой фото. Спустя некоторое время старый друг пригласил меня работать в отдел рекламы и представил дизайнеру и декоратору, с которыми мы очень быстро сработались. На съемках рекламных роликов я поняла, как устроен съемочный процесс. Мы работали с высокими бюджетами и очень экстремальными сроками. Как выяснилось, история искусств — отличная база для работы декоратора, она дает необходимые знания об эпохах, цвете, композиции и визуальной коммуникации. На одном из проектов я познакомилась с дизайнером Джоном Бородом, с которым я сотрудничаю уже более 18 лет. Он и пригласил меня помогать с декорациями на мой первый художественный фильм.

Ниам Култер, съемочный декоратор, «Прежде чем я усну», 2013
— Представьте, что вы знакомитесь с новым человеком. У вас есть десять секунд, чтобы описать, чем вы занимаетесь.
— Я несу ответственность за все, что вы видите в кадре, за исключением актера! Все от очков на столе до картин на стенах, занавесок и всего, что окружение говорит вам о сути персонажа.

Ниам Култер, съемочный декоратор, «Прежде чем я усну», 2013
— Как вы присоединились к последнему проекту?
— Мне позвонила производственный дизайнер Кейв Куинн и сказала, что собирается участвовать в фильме. Она еще не читала книгу, детектив «Прежде чем я усну», по которой поставлен этот фильм. А я уже была его поклонницей, поэтому сразу сказала ей, что это отличные новости! Кейв получила работу и попросила меня поработать с ней. А мне удалось ненадолго оставить второй фильм, который я начала делать на неделю раньше, чтобы начать предварительную постановку с Кейв. Так бывает достаточно часто, что вас приглашает дизайнер, с которым вы много работаете.

Если же это дизайнер, которого вы не знаете или раньше с ним не работали, вас будут приглашать на собеседования и расспрашивать о портфолио, прошлых проектах. Я всегда говорю, что есть много людей, которые могут выполнить эту работу. Но очень мало людей, с кем вы захотите это сделать и получите результат, который действительно хотите получить. Личность — это ключ, вам нужно научиться вместе смеяться и поддерживать друг друга, знать, что вы сможете сработаться и преодолеть препятствия и стресс вместе. А еще важно уметь вместе насладиться бокалом вина в конце дня.

Ниам Култер, съемочный декоратор, «Прежде чем я усну», 2013
страна: Великобритания, США, Франция, Швеция
режиссер: Роуэн Жоффе
художник: Кейв Куинн, Тим Блейк, Марк Раггетт
жанр: триллер, детектив, драма
— Как выглядит ваш типичный день?
— Всегда было беспокойно! И весьма напряженно, так как было много факторов, которые нужно было учитывать. На съемках «Прежде чем я усну» я наблюдала за сборкой каждой декорации, каждого плана, чтобы убедиться, что все элементы складываются как надо, что все смотрится правильно. Мне нравится, когда сценарный образ обретает форму.

Обычно, когда мы снимаем, я начинаю день на съемочной площадке, особенно если это новый съемочный план. Мы проходим его с режиссером, продумываем любые чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть. Затем я еду в офис, чтобы посмотреть, есть ли какие-то вещи или наброски нового плана, которые мне нужно одобрить. Еще отсматриваю одежду для нового плана. Иногда отправляюсь в компании по прокату мебели и вещей, чтобы подготовить предстоящий съемочный план.

Ниам Култер, съемочный декоратор, «Прежде чем я усну», 2013

— Опишите рабочие отношения между производственным дизайнером и декоратором.
— Дизайнер и декоратор работают очень близко, но роли у них совершенно разные. Дизайнер создает, используя свое видение. Декоратор больше зависит от фактов. Что нужно делать? Как это изготовить? Каковы требования к освещению? Декоратор должен быть довольно реалистичным. Впрочем, и дизайнеры иногда должны идти на компромисс, хотя они этого не любят делать.

Уте Бергк, съемочный декоратор, «Темный рыцарь», 2008
страна: США, Великобритания
режиссер: Кристофер Нолан
художник: Нэйтан Краули, Марк Бартоломью, Джеймс Хэмбридж
жанр: фантастика, боевик, триллер, криминал, драма
 — Когда вы решили работать в кинопроизводстве?
— Я всегда хотел работать на телевидении или в кино, но начал я с искусства, а в колледже выбрал и вовсе моду. После я отучился на бакалавриате театрального дизайна в Уимблдонской школе искусств. Моя первая работа была помощник по костюмам в рекламном ролике Ридли Скотта, затем я пошел получать степень магистра в области кино и телевидения в Королевском колледже искусств. Начал работать в дизайне для развлекательных шоу, затем перешел в телевизионную драму и фильмы.

Пол Криппс, производственный дизайнер, «Дредд»,1995; «Молокососы», 2007; «Пропавший без вести», 2014
— Чем отличается работа производственного дизайнера и арт-директора?
— В основном дизайнер — босс, у которого есть полное видение, а арт-директор — его правая рука, которая отвечает за реализацию этого видения, занимаясь строительством съемочных планов, составлением и передачей рабочих задач различным сотрудникам художественного отдела. Другие его «руки» — декоратор, который помогает с выбором мебели и декора для каждой сцены, и реквизитор, который отвечает за все, что наполняет и оживляет план.

Пол Криппс, производственный дизайнер, «Дредд»,1995; «Молокососы», 2007; «Пропавший без вести», 2014
— Какие книги и ресурсы вы бы порекомендовали тому, кто хочет узнать больше об искусстве производственного дизайна? Припоминаю только Film Architecture: From Metropolis to Blade Runner.
— Несколько книг: Setting the Scene: The Great Hollywood Art Directors, Ken Adam Кристофера Фрейлинга, книгу Питера Эттенги Production Design & Art Direction, The Stanley Kubrick Archives и The Invisible Art. Из интересных современных вещей я бы рекомендовал сайт канадского арт-директора под названием Artdepartmental. Еще мне нравится Film Grab, сайт с коллекцией кадров из множества великолепных фильмов.

Пол Криппс, производственный дизайнер, «Дредд»,1995; «Молокососы», 2007; «Пропавший без вести», 2014
Дитрих Нойманн
Film Architecture: From Metropolis to Blade Runner
amazon (eng!)
Кристофер Фрейлинг
Setting the Scene: The Great Hollywood Art Directors
amazon (eng!)
Питер Эттенги
Production Design & Art Direction
amazon (eng!)
Элисон Касл
The Stanley Kubrick Archives
amazon (eng!)
Марк Котта Ваз, Крэйг Бэррон
The Invisible Art
amazon (eng!)
— Если бы вы собрали десятку любимых фильмов с отличным производственным дизайном, как бы выглядел этот список?
— Хм-м, каверзный вопрос… У меня в голове их много. «Космическая одиссея 2001» и «Сияние» Кубрика, много Гринуэя: «Контракт рисовальщика», «Живот архитектора», «Повар, вор, его жена и ее любовник»… Много sci-fi: «Бегущий по лезвию», оригинальная трилогия «Звездных войн», «Чужой», «Темная звезда», «Зеркало», «Сталкер» и «Жертвоприношение» Тарковского. Дэвид Лин: «Оливер Твист» и «Лоуренс Аравийский»… «Бойцовский клуб», «Зодиак», «Вся президентская рать», «Бразилия», «Бандиты времени», «Тень воина», «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», «Мой дядюшка», «Любовное настроение». Я могу долго продолжать…

Пол Криппс, производственный дизайнер, «Дредд»,1995; «Молокососы», 2007; «Пропавший без вести», 2014
— Нужны ли художественные навыки, чтобы стать художником-постановщиком?
— У разных дизайнеров, конечно, есть разные способы приблизиться к этому. В одном я убежден: вы должны чувствовать страсть к искусству и дизайну. Это будет отображаться во всем, что вы делаете. Большая часть работы постановщика организационно-управленческая и принципиально неинтересная. Но его «ядро» должно быть творческим.

Рэй Болл, производственный дизайнер
— Есть ли у вас что-то вроде «Библии производственного дизайна»?
— Я назову Backstage Handbook Пола Картера. Это в значительной степени библия всего сценического искусства, которое проникает в фильм. Это позволит вам по крайней мере выглядеть так, будто вы знаете, что делаете :)

Рэй Болл, производственный дизайнер
Пол Картер
The Backstage Handbook: An Illustrated Almanac of Technical Information
amazon (eng!)
— Какой совет вы бы дали человеку, который хочет работать в команде постановщиков?
Страсть и преданность — основные их качества, а также понимание цветов, какие цвета работают друг с другом. Эта работа не для всех, так как она может поглотить большую часть вашего времени. Будет и много выходных, и много длинных смен. Такие вещи, как встречи с друзьями и выходные с семьей, могут случиться всего пару раз за многие месяцы. Дипломы тут не всегда необходимы, поскольку речь идет о энергии и страсти, которые вы привносите в каждый проект.

Самые успешные люди, с которыми я имел честь работать, — это те, кто всегда подходит к проекту со множеством отличных идей и готовностью на отлично справляться с решением проблем. Некоторые из них прежде делали лишь небольшие проекты, а иногда и вообще ничего. Но они компенсировали недостаток опыта стремлением учиться и умением задавать правильные вопросы, которые меня впечатлили.

Эндрю Маккарти, съемочный декоратор, «Игра престолов», 2011; «Черное зеркало», 2011; «Трансформеры: Последний рыцарь», 2017; «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», 2011
страна: Великобритания
режиссер: Оуэн Харрис, Карл Тиббеттс, Отто Батхёрст
художник: Джоэль Коллинз, Робин Пэйба, Морган Кеннеди
жанр: фантастика, триллер, драма
Перевод Татьяны Павловой
Share некоторых материалов с благодарностью у: pushing-pixels / matthewtoffolo / dmbarcroft / filmbase.ie / mandy / imdb /
kinopoisk
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности