Среда обучения

От личной терапии к проекту по профориентации для подростков: история выпускницы Светланы Зыряевой

Ненавижу учиться
Пообщались со Светланой Зыряевой — менеджером, практикующим психологом и выпускницей программ «Психологическое консультирование и диагностика личности» и «Рационально-эмотивно-поведенческая терапия». Светлана рассказала, как пришла в психологию, почему выбрала Среду обучения и чем занимается сейчас — в частности помогая подросткам из маленьких городов с профессиональным самоопределением.

Как все начиналось: личная терапия и первое офлайн-образование

Впервые со сферой психологии я соприкоснулась в 2012 году. Столкнувшись с проблемами, которые казались непреодолимыми, обратилась за помощью к специалисту. И тогда же в моей жизни появилась новая дорога открытий — я заинтересовалась юнгианским анализом, глубинной психологией. Получила первое психологическое образование. У меня сработал эффект «раненого целителя» — эффект, когда человек, преодолевший свою проблему, сам становится наставником по разрешению подобных ситуаций для других людей.

Наша профессия предполагает использование основного инструмента психолога — его личность. И «недотерапевтированный» психолог или специалист, который не продолжает учиться и осваивать новые направления, может быстро выгореть и уйти из профессии. Поэтому я решила учиться дальше.

Почему я выбрала Среду: обучение из дома и после работы

Понимая, что психологу необходимо развиваться, я искала варианты обучения. Причем мне было важно поддерживать баланс между работой (я работаю менеджером и аналитиком данных), учебой и личной жизнью. Опыт офлайн-обучения у меня уже был, и несмотря на ценность живого общения, это было трудно — приходилось тратить время на дорогу из Выксы в Нижний Новгород и снимать жилье.

Когда я увидела объявление Среды обучения, пазл сложился: никуда не надо ехать, достаточно выделить время после работы — а преподаватель сам придет к тебе в окошко Zoom. На фоне года удаленного и эффективного общения с коллегами онлайн-формат обучения казался совсем «домашним» и максимально комфортным.

Кроме того, занятия проходили вечером, а если не получилось подключиться, можно было ознакомиться с лекцией в записи. Правда, после первого семестра я поняла, что так лучше не делать — количество информации растет как снежный ком.

Как проходило обучение: помощь кураторов и любимые предметы

Не скажу, что обучение было для меня легким. Я совмещала работу и лекции на двух программах сразу, которые проходили четыре-пять раз в неделю. Помогали замечательные кураторы — они звонили и узнавали, как дела, советовали, как вписать в распорядок жесткий трафик занятий, где можно чуть перенести срок сдачи зачетов. И вместе с группой разделяли наши радости и успехи, подбадривали и настраивали: все получится!
Также в обучении поддерживали одногруппники. Мы вместе работали в группах по три человека и проживали свои личные истории. Такие упражнения позволяли быть поочередно терапевтом, клиентом и наблюдателем — отрабатывать навыки консультации и «подлечивать» свои личные ситуации.

Еще мне понравились курсы про детско-родительские отношения и по индивидуальному и групповому консультированию — погружение в профессию было феноменальным!

Первый проект: помощь подросткам и работа с одногруппницами

После обучения я сразу захотела продолжить практику. В моей компании как раз проводили социальную инициативу — нужно было собрать команду и запустить волонтерский проект. Мы с коллегами выбрали тему профориентации, так как у нас было много родителей подростков, стоящих перед выбором профессии.

Основная идея и миссия проекта была сформулирована так — дать ребятам возможность сделать маленький шаг в большую жизнь, узнать свои сильные стороны личности и поверить в свои силы для продвижения по пути от сдачи ЕГЭ до обучения и самореализации в профессии.
Я сразу пригласила в проект своих одногруппниц из Среды. Мы начали проводить консультации для ребят по выбору профессии и вуза, в то время как команда с работы занялась обеспечением технической поддержки проекта и информированием подростков о такой возможности. В итоге мы провели 96 консультаций по всей России.

Что сейчас: консультации и новые проекты

Еще во время обучения я вернулась к практике — за консультацией ко мне обратилась одногруппница. А прошлым летом провела свою первую терапевтическую группу по исследованию мотивации при работе с лишним весом. Год назад я об этом и мечтать не смела!

Сейчас я открыла в Выксе юнгианский клуб и выступаю в нем ведущей. Ежемесячно провожу мастер-классы и тренинги по личностному росту. Создала свою психологическую игру и летний клуб. Также разработала профориентационную игру — провожу ее в рамках волонтерского проекта и на коммерческой основе. Меня даже приглашают как психолога на городские мероприятия. Еще я участвую в проекте в рамках работы в Профессиональной психотерапевтической лиге — я действительный член организации, и мне важно профессионально проявляться в информационном пространстве.

В будущем планирую запустить свой онлайн-школу, она сейчас в разработке.
Мой совет тем, кто только готовится стать психологом — будьте готовы практиковаться вместе с единомышленниками и в социальных центрах. Даже бесплатно. Во-первых, так вы получите бесценный опыт практики, а во-вторых, осознаете свою ценность как специалиста и поймете, с какими запросами вам больше нравится работать.