Среда обучения

Что означает выход из Болонской системы?


В июне 2022 года официально объявлено о выводе Российской Федерации из Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Попробуем разобраться, как выход из Болонской системы отразится на работе российских ВУЗов и обучении студентов.
7 мин.
Что случилось с Болонской системой

Споры об эффективности Болонского формата, пожалуй, не прекращались с 2007 года. Именно тогда российские ВУЗы перешли на двухступенчатую систему подготовки студентов: 4 года бакалавриата и 2 – магистратуры. Вопросы о ее целесообразности и возврате к привычному специалитету неоднократно ставились на самом высоком уровне. Февральские политические события только ускорили процесс.

Восстановим хронологию событий:
  • 5 марта опубликовано обращение российского союза ректоров к коллегам со словами поддержки страны и армии во время спецоперации на Украине. Письмо подписали 184 руководителя ведущих ВУЗов Российской Федерации.
  • 11 апреля в ответ на эту инициативу Болонская группа приняла решение об исключении России из соглашений ЕПВО.
  • 24 мая Валерий Фальков обнародовал намерение Министерства образования и науки прекратить участие России в Болонском процессе.
  • 6 июня замминистра Дмитрий Афанасьев заявил о выходе России из ЕПВО двусмысленной фразой: «Это Болонская система из нас вышла, а не мы из нее».
Что такое Болонский процесс

Чтобы оценить перспективы российского высшего образования, надо понять, что такое Болонская система и какое значение она имеет для отечественных ВУЗов.

19 июня 1999 года в Италии, в Болонском университете, была подписана декларация «Зона европейского высшего образования». Таким образом 29 европейских стран договорились о построении единообразной ВУЗовской системы с унифицированными стандартами. На построение Европейского пространства высшего образования было отведено 10 лет. Так началось масштабное Болонское движение, цель которого – обеспечить сопоставимость образовательных результатов на всей территории ЕПВО.

Какие привилегии получили страны – участницы движения? Прежде всего эталон специалиста, диплом которого востребован во всей Европе.

Что же изменилось в самой системе обучения? Университеты стали выпускать бакалавров, магистров и докторов. Высшее образование стало разноуровневым. Овладение основными профессиональными компетенциями по какому-либо направлению – бакалавриат, углубление узкого профиля – магистратура, изучение отдельной темы и научная работа – докторантура.

На начало 2022 года в Болонском движении участвовали 49 стран. Помимо Европы, к нему примкнули Турция и Казахстан.

Болонская система в России

Российская Федерация присоединилась к процессу в 2003 году. Но только в 2007 бакалавриат и магистратура стали независимыми уровнями высшего образования. Четыре года потребовалось на глобальный пересмотр стандартов. Несмотря на обязательность изменений, федеральный закон оставил ВУЗам право готовить специалистов на отдельных направлениях.

Не было соблюдено и еще одно значимое требование Болонской системы – 12-летнее среднее образование. Часть европейских школьных образовательных результатов осталась в России за бакалавриатом. Для сравнения: в большинстве европейских стран в школе учатся 12–13 лет, значит, на подготовку бакалавра требуется только 3 года.

Кстати, двухуровневая система высшего образования новой для России не была. Около 200 ВУЗов, остро нуждающихся в признании дипломов на мировом уровне, например РУДН, вынужденно участвовали в эксперименте еще с 1998 года. Тогда международное бюро просвещения обосновало отказ приравнять стандарт российского специалитета к магистратуре отсутствием промежуточной ступени.

Плюсы и минусы Болонской системы

О существующее двухуровневое образование можно ломать копья бесконечно. Одни считают его необходимым для интеграции российской экономики в мировую. Другие – яростно ругают узаконенное «высшее неполное». Попробуем занять позицию независимых экспертов и беспристрастно оценить плюсы и минусы системы.

Преимущества ЕПВО

Ярче всего плюсы Болонской системы высвечиваются при сравнении со специалитетом. Высшее образование должно отвечать требованиям времени. А значит, в быстро меняющемся мире стандарты не могут сохранять актуальность 30 лет. Граница между «российским выпускником» и «передовым специалистом мирового уровня» не должна быть непреодолимой.
Кредит на образование - Среда Обучения

Европейский диплом

Унифицированные стандарты двух уровней высшего образования и система учебных кредитов (ECTS) позволяют работодателям не сомневаться в компетентности сотрудника с диплом магистра, выданным любым ВУЗом Болонского движения.

Кредиты ECTS – это баллы, которые переводятся в учебные часы. Каждому зачисленному студенту ВУЗ выдает около 60 баллов в год. Это примерно полторы тысячи часов. Чтобы получить диплом бакалавра, нужно использовать 160–240 кредитов, то есть подтвердить освоение определенного количества профильных дисциплин. В России программу ECTS в чистом виде реализует только «Сколтех». Остальные ВУЗы используют рейтингово-балльную систему.

Получение вместе с дипломом приложения европейского образца – цель студентов, планирующих трудоустроиться за границей без подтверждения квалификации.

Международное образование

В условиях стертых образовательных границ для студентов стало возможным обучение в разных ВУЗах, работающих по двухступенчатой системе. Благодаря стипендиям Erasmus и Erasmus Mundus можно уехать на 1–2 семестра или выбрать зарубежную магистратуру. Поступить в отечественный университет и год проучиться в престижном европейском колледже без дополнительных экзаменов и вложений – мечта многих студентов.

Сокращение сроков обучения и возможность смены профиля

Четыре года вместо пяти. Среди сторонников Болонской системы немало тех, кто лично убедился в неэффективности пятилетней вышки. В начале нулевых, по статистике, треть бывших студентов не работала по специальности. Еще треть при трудоустройстве испытывала нехватку профкомпетенций и практических навыков. Причин много:

  • Стремительное устаревание содержания образования. Нередко бывшие актуальными на 1–2-м курсах знания устаревали к 5-му.
  • Избыточно углубленная теория. 70 % полученных знаний оставались невостребованными при устройстве на работу.
  • Запоздалое профессиональное определение. Выпускник 11-го класса нередко не был готов к ответственному выбору. Когда после первой практики приходило осознание ошибки, терялось еще 2 года ради диплома.
Двухступенчатая система частично решила проблему. На формирование мультидисциплинарных компетенций теперь отведено 4 года. По мнению экспертов, для некоторых направлений, например связанных с бизнесом и менеджментом, вполне достаточно трех. Дальше – либо точечное повышение квалификации на месте работы, либо углубление профиля в магистратуре. Многие компании предпочитают самостоятельно доучивать бакалавров, получая уникальных специалистов.

Возможность кардинально изменить профиль при поступлении в магистратуру – еще один значимый плюс. Это и осознанный выбор профессии, и расширение своих компетенций. Специалисты-междисциплинарники, например управленцы-химики, педагоги-психологи, сейчас очень востребованы на рынке труда.

Недостатки Болонской системы

Все плюсы двухступенчатой европейской системы, по сути, могут оцениваться и как минусы.

Европейский диплом второго сорта

Даже в образовании Европейский союз – элитный закрытый клуб, даже при доступе в который привилегии получают не все. Неофициальность Болонских соглашений дает каждому государству право самостоятельно составлять список ВУЗов с признанными дипломами. Российских образовательных организаций в таких списках по-прежнему немного. Так что «европейское приложение» автоматически дверь на Запад не открывает.

«Утечка мозгов»

Не секрет, что в программы Erasmus и престижные европейские магистратуры попадают лучшие из лучших. И цель их очевидна – последующее трудоустройство за границей. Это плохо для России. За последние 20 лет мы таким образом потеряли немало перспективных ученых и специалистов.

Бакалавриат – «неполное высшее»

В 2003 году менять стандарты специалитета под бакалавриат и магистратуру пришлось в сжатые сроки, без масштабного обсуждения и апробации. Большинство ВУЗов вынуждены были пойти путем сжатия программ и урезания часов на практику. Количество дисциплин для бакалавров старались не сокращать. В то время как европейские студенты тратили кредиты на проектную работу и стажировки, наши больше половины рейтинговых баллов могли заработать, просто сдавая зачеты и экзамены по теоретическим дисциплинам. Этот факт не только стал камнем преткновения в вопросе признания российских дипломов, но и породил устойчивое мнение даже отечественных работодателей о том, что бакалавры к трудовой деятельности подготовлены плохо.

Игнорирование национальных интересов

Помимо оттока специалистов на конкурентноспособные рынки труда, Россия столкнулась с еще одной проблемой. Для некоторых направлений, особо актуальных для российской экономики, стандарт бакалавриата оказался неприемлемым. Эксперты говорят о недостатке квалификации бакалавров-инженеров и педагогов. Это как раз те сферы, где необходимо увеличение часов на практико-ориентированную и проектную деятельность. Студенты, стремящиеся после бакалавриата быстрее трудоустроиться, оказываются некомпетентными во многих профессиональных вопросах.

Последствия выхода из Болонской системы

Ясно, что в ближайшее время в Болонское движение Россия не вернется. Искать условия, при которых «всё наладится», смысла нет. Тем более для решения многих проблем, связанных с вхождением в ЕПВО, есть альтернативные пути. Например, от семестрового обучения и стажировки в других странах отказываться не придется: по-прежнему действуют двусторонние ВУЗовские соглашения. А претендентов на международный обмен было не так уж много: для большинства студентов такая возможность не имеет значения.

Что же изменится? Перечислим вопросы, требующие особого внимания.

Будет ли шанс найти работу за границей?

Да. Для специалиста высокого уровня подтверждение диплома может стать только ударом по самолюбию: в его профкомпетентности вряд ли кто-то усомнится.

Кроме того, много возможностей для трудоустройства россиян дают крепнущие отношения РФ с азиатскими государствами: Китаем, Таиландом, Малайзией и Индонезией.

Останутся ли в российских ВУЗах иностранные студенты?

Обучение в ВУЗах Российской Федерации африканцев, азиатов и латиноамериканцев – несомненная польза для экономики и науки нашей страны. Сохранит ли для них привлекательность российский диплом, не признанный в Европе? Только для тех, кто планирует вернуться на родину или остаться в России.

Останется ли образование двухуровневым?

Это предмет активного обсуждения на государственном уровне. Пока ясно одно: нынешним студентам и абитуриентам изменения не грозят. И речь идет не о категоричном отказе от двух ступеней, а о трансформации существующего варианта.

В перспективе – создание уникальной гибкой системы стандартов, отвечающих интересам национальной экономики и каждого студента. Сейчас корректируется список специальностей. Он станет актуальным для приемной кампании 2024 года. Говорят об ограничениях в смене профиля для будущих магистрантов: они смогут лишь сузить и углубить выбранное четыре года назад направление.

Возможную перспективу трансформации высшего образования озвучил Владимир Путин в январе 2022 года. Она должна соответствовать формуле «2+2+2», то есть бакалавриат разделится еще на две ступени:

  1. 2 года фундаментальных дисциплин по УГСН – укрупненным группам специальностей и направлений подготовки.
  2. Корректировка профиля и 2 года специализированных предметов.
  3. Выбор узкой специальности и 2 года углубленной программы.
Повсеместно отказываться от двухуровневого образования в пользу специалитета не только нерационально, но и невозможно. Есть предпосылки для модификации такой системы на отдельных направлениях, требующих от всех выпускников углубленных знаний и практического опыта. К таким относятся медицина, педагогика, искусство, наукоемкая инженерия и ряд других.

Отменят ли ЕГЭ?

Этот вопрос тоже активно обсуждается во власти и научных сообществах. Даже если изменения в государственной аттестации школьников произойдут, они никак не связаны с выходом из Болонского процесса. Правила единого государственного экзамена ориентированы на западную модель, но не являются требованием для вхождения в ЕПВО.

Итак, к чему же готовиться сегодняшним школьникам? О каких изменениях ни заявило бы Минобрнауки, суть высшего образования не поменяется. Цель любой системы – подготовка высококлассных специалистов, легко адаптирующихся к условиям труда. Достижение этой цели зависит не только от ВУЗов, но и от самих студентов, мотивированных на развитие и готовых к самосовершенствованию.

Текст подготовил Павел Прокофьев

Часто задаваемые вопросы