Психологи имеют в своем арсенале целый набор методов, методик и техник, с помощью которых получают необходимую информацию об индивиде. Каждый метод выявляет индивидуальные особенности личности и дает качественную оценку психическому явлению.
Методики применяются для решения частных задач и классифицируются по следующим критериям:
· по степени формализации: формализованные, малоформализованные;
· по способу получения данных: субъективные, объективные;
· по мере включения диагноста: максимальная, минимальная;
· по характеристике принципов: объективные, стандартизированные.
Формализованные методики - это тесты, проективные и психофизиологические методики. Они стандартизированы и регламентированы и обязательно проходят процедуру валидности. Благодаря им, психодиагност за короткий период времени может собрать информацию для оценки личности.
Малоформализованные методики – это наблюдение или контент-анализ. Это более трудоемкие операции, опирающиеся на опыт психолога. Их результат зависит от подготовки самого специалиста.
Субъективные методики - это опросники, шкалы. Объективные представлены когнитивными тестами, тестами с вариантами ответа. Результаты диагностики с помощью субъективных методик зависят от профессионализма психолога, а влияние специалиста при исследовании объективными методами минимально.
Проективные техники - это тесты Люшера и Роршаха, различные рисуночные тесты. Они помогают определить реакцию личности на какой-то определенный стимул: цвет, серию сюжетных картинок либо позволяют выплеснуть реакцию на бумагу в виде рисунка.
Наиболее удобны для применения методики с минимальной вовлеченностью диагноста процесс. Они подходят для начинающих психологов и позволяют точно, емко установить отдельные качества личности. Максимальная вовлеченность подходит профессиональным психологом, которые оценивают не только результаты тестов, но и внешнее поведение человека, его жесты, особенности речи.
Вне зависимости от выбранного типа методик психолог всегда использует несколько вариантов, чтобы оценить личность в совокупности.