Среда обучения

Как учиться меньше, но лучше?

Для одних учеба – это простой и увлекательный процесс, который дается легко и безболезненно. Для других – невыносимое испытание, способное вогнать в настоящую депрессию. Как правило, разница между двумя категориями студентов не в способностях или таланте, а в подходе, который позволяет повысить продуктивность учебы.
3 мин.
Как учиться меньше, но эффективнее

Что значит продуктивность в учебе?

Под продуктивностью (или производительностью) понимают эффективность труда человека. Данный термин используется как в экономике, так и в обычной жизни. Но если в первом случае его значение понятно (так как производительность имеет конкретные меры – количество произведенных товаров или оказанных услуг), то во втором – могут возникнуть определенные разночтения.

Как правило, продуктивность человека определяется результатами его труда, как физического, так и интеллектуального. Для писателя она будет выражаться в количестве напечатанных страниц за время его работы, для строителя – в объеме проделанных работ за час или за смену, а для студента – в количестве прочитанных книг или выученного материала, опять же, за единицу времени.
Понятие продуктивность в учебном процессе многогранно. Оно включает сразу несколько аспектов, напрямую влияющих на результат проделанной работы:

· Наличие материалов для подготовки. Очевидно, что, не имея учебных пособий, конспектов лекций и семинаров, записей с лабораторных и практических работ, студент не в состоянии подготовиться к экзамену. Точно так же он не может подготовиться, если у него нет задания и точной информации о том, какой именно материал ему следует изучать.

· Способность выделить суть предмета. Почти каждый учебник содержит информацию, пусть и способствующую пониманию, но необязательную для запоминания. Студент должен уметь выделять из прочитанного или услышанного самое важное, и самостоятельно выстраивать логические цепочки, восполняющие пробелы.

· Собственный опыт. Зачастую именно практический опыт (которого так не хватает в образовательном процессе многих университетов) является тем недостающим звеном, которое позволяет ускорить учебный процесс. Разбирая новую тему, студенту следует сразу представлять, как полученная информация может быть использована на практике и как она сопоставляется с его собственным жизненным опытом.

· Дисциплина. Нередки случаи, когда студент не справляется с поставленными задачами из-за банальных проблем с дисциплиной. Выполнение заданий в последний момент перед сдачей – распространенная проблема не только в учебной, но и в рабочей среде. Справиться с ней можно только одним способом: совершенствованием дисциплины.

Таким образом, продуктивность – это комплексное понятие, обозначающее, в первую очередь, способность студента осваивать новый материал (или выполнять задания преподавателя) в максимально сжатые сроки. Высокая производительность позволяет существенно сократить время на освоение новых дисциплин, улучшить уровень подготовки и профессионализма, а также расширить список компетенций.

Оценить продуктивность студента можно по множеству критериев:

· Успехи в учебной деятельности;

· Участие в научно-исследовательской деятельности;

· Наличие публикаций в научных изданиях;

· Активная жизненная позиция;

· Спортивная, творческая или иная деятельность, напрямую не связанная с обучением;

· Стремление к получению новых знаний, дополнительных навыков и компетенций.

Накопленный багаж знаний также остается важным элементом, влияющим на продуктивность. Получить его можно разными способами – во время практических занятий, в свободное время и даже из дополнительной литературы.

Любая учебная программа построена таким образом, чтобы переходить от простых концепций к более сложным. Поэтому особое внимание следует уделять подготовке на начальных этапах обучения, ведь отсутствие даже небольшой части информации в дальнейшем может коренным образом подорвать продуктивность всего учебного процесса.

Эффективные способы повысить продуктивность в учебе

Улучшить учебу
Идея о повышении собственной продуктивности рано или поздно приходит к каждому студенту. Обычно это связано с повышением учебной нагрузки – в период сессий, учебных практик и при написании выпускной квалификационной работы. Способов повышения производительности несколько.

Соблюдение режима

Зачастую причина низкой продуктивности кроется не в плохой мотивации, а в физиологических особенностях: организм просто не успевает адаптироваться к постоянно меняющемуся распорядку. Из-за этого возникает усталость, сонливость и быстрая утомляемость. Решение в данном случае только одно: составить распорядок дня и беспрекословно ему следовать. В первое время это может показаться очень сложным, но уже через 1-2 недели организм привыкнет к новому режиму , после чего учиться станет гораздо легче, а продуктивность повысится.

Помимо распорядка дня, следует соблюдать и правильное питание. Нехватка определенных микроэлементов может быть так же губительна для организма, как и недостаток сна. А чтобы сэкономить время, при приеме пищи не стоит отвлекаться на внешние раздражители, такие как телефоны и телевизоры.

Отдых

Важно не только соблюдать установленный распорядок, но и не перегружать себя большим количеством заданий. Считается, что человек способен сохранять концентрацию в течение 40-45 минут, после чего продуктивность резко идет на спад. Чтобы восстановить силы, человеку следует полностью отвлечься от выполняемой работы: сменить умственную активность на физическую или просто отдохнуть. Обычно для восстановления достаточно нескольких минут, после чего работа идет куда быстрее.

Спортивные тренировки

Повысить производительность помогают и целенаправленные тренировки: 2-3 занятия в зале помогут укрепить организм и получить дополнительный заряд энергии. Самое главное здесь – не перетрудиться. В противном случае вместо бодрости можно получить переутомление, а вместо сэкономленного времени – потратить несколько лишних дней на восстановление.

Изоляция

Каждый студент замечал: стоит только отвлечься на телефонный звонок или уведомление в социальных сетях, как учеба полностью уходит из головы. Чтобы сохранять высокую продуктивность, следует максимально оградиться от любых внешних раздражителей, будь то телевизор, компьютер или телефон. Чтобы не возникало соблазна, желательно убрать все имеющиеся гаджеты в дальний ящик, а друзей и близких попросить не отвлекать по мелочам. Такой способ позволяет повысить продуктивность на 30%, а иногда и на 50%.

Согласно исследованиям, среди современных работников и студентов именно гаджеты остаются главным источником проблем с продуктивностью. Поэтому следует особенно внимательно относиться к тому, на что уходит драгоценное время.

Мотивация

мотивация к учебе
Иногда причина плохой успеваемости кроется не во внешних факторах, а в психологии самого человека. Конечно, каждый понимает, что в будущем учеба принесет свои плоды. Однако таких абстрактных идей бывает недостаточно, чтобы мотивировать себя для продолжения не самого интересного занятия. Поэтому источники мотивации должны быть более конкретными.

Подойдет почти любой вариант - главное, чтобы награда была понятной и приближенной по времени. Например, после трудной работы даже несколько минут отдыха могут стать неплохой мотивацией.

Практика

Самый простой способ научиться чему-либо – погрузиться в среду предмета. Иногда небольшой практики достаточно, чтобы понять всю полноту сложных концепций. Причем подобная практика может быть самой разной: работа, непосредственно связанная с дисциплиной, решение задач по теме или даже просмотр обучающих видео, в которых научные теории воплощены в реальности. В любом случае, наличие подобного опыта позволяет существенно ускорить учебный процесс, многократно повысив производительность студента. И конечно же, после изучения материала не забывайте его закреплять – опять же, на практике.

Концентрация на одной задаче

Концентрация на учебе
Попытка совместить несколько задач – это главная ошибка в погоне за максимальной продуктивностью. Многие студенты пытаются заниматься работой во время учебы или занимаются учебой на подработках; решают задания, прослушивая лекции и т.д. В большинстве случаев подобные попытки ведут к единственному исходу: у человека не получается выполнить ни одну из задач качественно. Поэтому от принципа многозадачности следует отказаться. Вместо этого рекомендуется разбить всю предстоящую работы на отдельные части и выполнять их поэтапно. Такой подход позволит не только более глубоко изучить материал, но и существенно ускорить учебный процесс.

Оценка собственных возможностей

При планировании учебного процесса следует оценить собственные силы. Ничто так не повышает продуктивность, как грамотно составленный план. При этом важно ориентироваться на собственные особенности, выделяя свои сильные и слабые стороны. Кто-то легче запоминает печатный материал, а кто-то предпочитает учить новую тему только на слух. Кому-то для обучения требуется полная тишина, а для кого-то музыка является обязательным дополнением. Все это необходимо учитывать при построении режима. Только ориентируясь на собственные возможности и предпочтения, можно построить по-настоящему эффективную программу, дающую максимальную продуктивность.

Часто задаваемые вопросы