Среда обучения

Нужен ли диплом для успешной карьеры?

На протяжении многих лет диплом о высшем образовании воспринимался как пропуск к высокооплачиваемым профессиям и возможности построить успешную карьеру. Однако, всё чаще звучат скептические оценки “вышки”. Во многих сферах общества достичь вершин карьерного роста и выйти на приличный доход можно без документа об окончании университета. Рассмотрим, зачем нужен диплом о высшем образовании, что дают студенческие годы и насколько реально заменить долгие годы в ВУЗе практико-ориентированными курсами.
3 мин.
Нужен ли диплом для успешной карьеры?

В чем ценность высшего образования?

Данные Росстата утверждают, что к 2020 году количество выпускников ВУЗов сократилось на три миллиона в сравнении с 2010 годом. В то же время на 2021 год количество желающих учиться на курсах возросло. Означает ли это, что университетские знания не представляют реальной практической ценности и могут быть успешно заменены более коротким курсом?

Эксперты не советуют спешить обесценивать высшее образование. Пребывание в ВУЗе дает возможность не только получить право работать по определенной профессии, но и имеет ряд других ценностей.

Развитие общей эрудиции и кругозора

Развитие эрудиции
Несмотря на то, что многие студенты жалуются на наличие “ненужных” дисциплин в учебном плане, большинство из них повышает общий уровень эрудиции человека. Развитый кругозор поможет в будущем критически оценивать ситуацию, учит принимать решения, анализировать полученные данные, делать выводы на основании имеющейся информации.

Умение учиться и приобретать новые компетенции

Современный мир постоянно меняется, даже при наличии диплома наиболее престижного университета не получится почивать на лаврах. Обучение на протяжении всей жизни и карьеры - это насущная необходимость. Высшее образование помогает человеку научиться эффективно и быстро приобретать новые знания и формировать практические навыки. Готовность к приобретению новых компетенций, повышение своей квалификации всегда ценится любым работодателем, который никогда не приветствует того, чтобы его сотрудники остановились в профессиональном развитии.

Расстановка приоритетов

Большинство абитуриентов поступают на бакалавриат сразу после школы, в 17-18 лет. Юный возраст часто не позволяет будущему студенту понять, какая сфера деятельности его интересует. Нередко решающее слово остается за родителями.

Обучение в ВУЗе на первом уровне, приобретение опыта в учебной и научно-исследовательской работы, прохождение практики и первое трудоустройство часто открывают студенту истинную картину его интересов. Выбор магистерской программы осуществляется уже более осознанно, тем самым высшее образование помогает понять, какие профессии интересуют человека в дальнейшем.

Возможность участия в социальной и научной работе

Жизнь студент очень насыщенная. Обучение в университете - это не только посещение лекций и семинаров. Подготовка специалиста во многих сферах предусматривает участие в социальных проектах, выполнение научных и творческих заданий, участие в конференциях и конкурсах. Такая активность дает ценный опыт работы в команде, формирует умение взаимодействия с коллегами, учит быть открытым и готовым к новым вызовам и задачам.

Крепкий фундамент

Уже прошли времена, когда получив диплом, можно было проработать до пенсии на одном месте с небольшими перспективами в профессиональном развитии. Сегодня многие выпускники ВУЗов рассматривают полученное высшее образование как надежную базу для освоения новой специальности. Задача современных университетов заключается в формировании гибкого мышления студента, которое поможет ему быстро адаптироваться к динамично меняющемуся современному миру.

Кого ждут в ВУЗах?

Несмотря на большой выбор университетов и специальностей, многие абитуриенты выбирают место обучение, которое не соответствует их мечтам. Это может быть связано с невысокими баллами ЕГЭ, которые не позволяют претендовать на престижные специальности. Не все родители могут позволить оплатить обучение сына или дочери на дорогостоящей специальности, особенно если в семье есть несколько детей. В итоге вчерашний ученик школы попадает туда, куда он прошел по конкурсу или на специальности, которые доступны ему в финансовом плане.

Недостаточная мотивация студентов - это одна из главных проблем при получении высшего образования. Главная задача такого студента часто заключается в обычном “отбывании” занятий и выполнении того минимума, который позволяет ему получить удовлетворительный балл для будущего диплома.

Сегодня ВУЗы ждут не столько прилежных студентов, как тех, кто готов к изменению мировоззрения и приобретению новых навыков и компетенций.

Наиболее ценные типы студентов - это исследовательский и трансформационный. В первом случае студент приобретает знания и развивает практические навыки овладения профессией не ради получения самого диплома, а согласно внутренней мотивации, вызванной интересом в познании нового.

Трансформационная модель обучения - этот восприятие процесса приобретения знаний как возможности для самопознания и готовности к вызовам и сложностям.

За что ценят высшее образование работодатели?

Прежде всего, наличие диплома о профильном образовании относится к обязательным требованиям для многих профессий. Без “корочки” вы не сможете работать врачом, юристом или инженером. В этом случае работодатель оценивает на само наличие диплома, а конкретные достижения студента. Немалое значение для работодателя имеет ВУЗ, где был получен диплом. С документом об окончании университета, который занимает первые строчки рейтинга, найти работу с хорошей зарплатой легче.

В некоторых сферах наличие “корочки” о высшем образовании не обязательно для успешного продвижения по карьерной лестнице. В первую очередь, это касается IT-сферы, где оценивают результаты собеседования, портфолио, предыдущий опыт.

Однако, наличие диплома также говорит в пользу его обладателя. Если для сертификата об окончании курсов достаточно потратить несколько месяцев своего времени, то обучение в ВУЗе предусматривает длительный и не всегда легкий процесс. Выпускник, успешно его преодолевший, демонстрирует усидчивость, ответственность, готовность развиваться, умение ставить долгосрочные цели и достигать их. Такие качества ценятся всеми работодателями.

Высшее образование предполагает не только получение определенного объема знаний, но и выполнение научной работы. В зависимости от специальности это могут быть научно-исследовательский проект или дипломная работа. Выполнение такого интеллектуального труда требует от студента умения анализировать и синтезировать материал, выполнять тщательную работу с источниками, формировать собственные идеи и выводы. Такие умения также ценятся работодателями.

Диплом о высшем образовании в отличие от сертификата об окончании курсов свидетельствует о наличии крепкого фундамента у специалиста.

Что еще можно получить от ВУЗа?

Главная цель всех студентов - это получение диплома как подтверждения профессиональной пригодности. Но помимо официального документа и знаний, университет может обеспечить и некоторые другие преимущества.

Развивающая среда

Обучение вместе с другими студентами в течение четырех и более лет создает своеобразную общность, где большинство представителей делится своими знаниями, умениями, а также готовы прийти на помощь. Сегодня такое явление получило название “развивающей среды”.

Любое обучение в группе предусматривает академическое общение и обмен достижениями. Речь не идет об элементарном списывании, а о поддержке друг друга на более глубоком уровне.

Опытные преподаватели знают, что объединение в пару для выполнения задания или проекта сильного и более слабого студентов дает возможность второму проявить себя и показать максимально возможные результаты. Совместное выполнение заданий объединяет и дает новые возможности на дополнительную практику и обучение, ведь для многих студентов спросить сверстника намного легче, чем получить консультацию у преподавателя.

Значительная часть образования приобретается на обсуждении задач и вопросов, выполнении совместных заданий студентами одной группы.

Социальные связи

Взаимодействия индивидов, часто направленные на решение общих задач и проблем, объединяет студентов при обучении в ВУЗе и предоставляет больше возможностей для реализации в дальнейшей жизни. Часто это может быть помощь при трудоустройстве, предоставление рекомендаций, приглашение для участия в совместных проектах.

Если университет менее заинтересован в формировании социальных связей учащихся, то для самих студентов это один из важных аргументов, почему стоит поступать в ВУЗ для высшего образования.

Формирование деловых связей и профессионального круга общения

Деловые связи
Сегодняшние студенты - это коллеги завтра. Дружеские и социальные связи в период обучения способствуют деловым контактам после окончания учебы.

На деловые и личностные качества студентов, принимающих активное участие в общественной жизни учебного заведения, обращают внимание задолго до окончания ВУЗа. Это помогает получить положительные рекомендации и характеристики, необходимые для трудоустройства, особенно на этапе отсутствия опыта.

Почему многие выбирают курсы вместо высшего образования?

Традиционное образование в ВУЗе с целью получить диплом последнее время подвергается нещадной критике. Среди наиболее существенных минусов выделяют чрезмерное увлечение теорией на фоне недостаточного получения практических навыков, изучение большого количества непрофильных предметов, которые не пригодятся специалисту во время работы, медленная реакция ВУЗов на новые вызовы общества. Некоторые студенты жалуются на недостаточные возможности изучать дисциплины за выбором, поскольку система так называемых “миноров” еще только начала работать. Можно сделать вывод о том, что многие университеты продолжают работать “по старинке”, не учитывая достижения и преимущества современных технологий и социальных изменений в обществе.

Определенную роль в ухудшении репутации университетов и снижении ценности диплома сыграла пандемия коронавируса, когда обучение в течение почти двух лет проводилось преимущественно онлайн. В это время популярность приобрели различные курсы, которые быстрее реагируют на требования современного рынка и общества.

Есть профессии, в которых вы не сможете работать и тем более строить успешную карьеру, не имея на руках диплома о высшем образовании. Но вместе с тем, в наши дни возникло немало перспективных направлений трудоустройства, где вместо теоретизированного высшего образования больше ценятся практические навыки и опыт. Их приобретают на соответствующих курсах, которые обычно проводятся дистанционно, без отрыва от основного вида деятельности.

Освоить такие популярные профессии как веб-дизайнер, контент-менеджер, пиар-менеджер, тестировщик программного обеспечения, редактор, дата-аналитик, разработчик видеоигр можно без высшего образования.

Преимущества обучения на курсах:

● получение строго профессиональных навыков, отсутствие большого количества дисциплин общего развития, возможность сосредоточиться исключительно на узкой специализации;

● ориентация на практическое воплощение приобретенных знаний, минимум теории;

● возможность изучения новой профессии в предельно краткие месяцы;

● возможность обучения дистанционно, экономия средств и времени;

● параллельное обучение вместе с основным видом деятельности;

● индивидуальный подход к учащемуся, учет его предпочтений и пожеланий.

Если высшее образование и диплом большинство людей получают в 17-25 лет, то типичный слушатель курсов - это человек 27-35 лет, который четко определился, какие новые навыки ему необходимы для карьерного роста.

Означает ли это, что курсы представляют конкуренцию университетам? Специалисты не советуют быть настолько категоричными. Высшее образование по-прежнему продолжает цениться и пользоваться популярностью среди жителей нашей страны. Однако отношение к обучению начинает постепенно меняться. Если в 2008 году свыше 76 % считали диплом о высшем образовании обязательным условием для карьеры и высокой зарплаты, то сегодня так думают только 58 %. Такое изменение в сознании характерно не только для молодежи, но и для представителей старшего, более консервативного поколения.

Курсы не заменяют университетское образование и не создают атмосферу, которая характерна для высших школ. Университетское образование - это традиции, высокий общий кругозор, возможность самосовершенствования. Курсы для получения ограниченного количества навыков не смогут вытеснить их из образовательного рынка. В то же время, действующим ВУЗам следует оперативно реагировать на изменения в современном обществе и учитывать их при создании образовательных программ.