Среда обучения

Образовательная среда для обучения: Зачем она нужна и кому?

Образовательная среда - совокупность условий, необходимых для обучения, воспитания и развития человека, становления его личности. Единого определения данного понятия не существует, образовательную среду изучают педагоги и психологи.

Образовательную среду нельзя рассматривать как догму. Она связана с постоянным поиском новых идей в обучении и воспитании детей и воплощении их на практике.
8 мин.
Что такое образовательная среда

Что такое образовательная среда?

Концепту образовательной среды ученые уделяли много внимания, начиная с эпохи Просвещения. В отечественной педагогике понятие “среды” появилось в начале прошлого века. Образовательная среда рассматривалась как благоприятная система учебно-воспитательного процесса, создание внешних и внутренних условий для всестороннего развития личности. Под внешними условиями подразумевались отношения между учениками и педагогами, под внутренними - мировоззрение ученика, уровень его мотивации к обучению, саморазвитию и самопознанию, рефлексия.

Член-корреспондент РАО Виктор Панов выделяет ценность образовательной среды как для развития способностей ребенка, так и для раскрытия его творческого потенциала, природных задатков, присущих каждому индивидууму.

Доктор психологических наук Витольд Ясвин рассматривает образовательную среду как совокупность возможностей для развития личности, возникающих при ее взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением. Это явление неразрывно связано с такими понятиями как “школьная среда”, “информационно-образовательная” среда, “воспитывающая среда”, “семейная среда”.
Непосредственное отношение к образовательной среде имеет образовательное пространство. В отличие от пространства, которое представляет собой окружающие учащегося факторы, образовательная среда предполагает включение индивида, его активное участие как субъекта образовательной деятельности.

Основные модели образовательной среды

Несмотря на то, что многие студенты жалуются на наличие “ненужных” дисциплин в учебном плане, большинство из них повышает общий уровень эрудиции человека. Развитый кругозор поможет в будущем критически оценивать ситуацию, учит принимать решения, анализировать полученные данные, делать выводы на основании имеющейся информации.

Умение учиться и приобретать новые компетенции

Учеными разработано несколько подходов к выделению различных компонентов образовательной среды. Рассмотрим систему моделей образовательной среды, предложенную Виктором Пановым в научном труде “Психодидактика образовательных систем: теория и практика”. Образовательная среда рассматривается как часть социокультурной развития.

Выделяют пять основных моделей.

Коммуникативно-ориентированная

Обучение строится как непрерывный процесс общения между педагогом и учеником, а также между учениками. Такой подход к системе образования позволяет сформировать более доверительные отношения между участниками учебного процесса на всех уровнях. Это способствует более быстрому и эффективному формированию на только системы знаний, но и практических навыков и умений.

Ключевые понятия коммуникативно-ориентированной модели - это сотрудничество, общность, коммуникативное взаимодействие.
Необходимое условие реализации коммуникативной направленности образовательных программ - это активное участие ребенка в процессе овладения знаниями и умениями. Модель исключает пассивное восприятие учащимися поданного им учебного материал. Участники учебного процесса становятся его активными потребителями.

Коммуникативно-ориентированная модель предусматривает вовлечение учащихся в проектную деятельность, проявление лидерских качеств, развитие творческих задатков.

Антрополого-психологическая

В.И.Слободчиков и В.В.Рубцов рассматривают образовательную среду как совокупность естественного, природного развития и “искусственного”, регулируемого социумом. Авторы модели также выделяют третью составляющую образовательного процесса - саморазвитие, когда человек “становится субъектом собственной жизни”. Модель предусматривает саморазвитие как главную составляющую часть любого образовательного процесса.

В зависимости от типа отношений между субъектами образовательного процесса авторы выделяют следующие подходы к его организации:

единообразие с доминирующим влиянием административного ресурса;

разнообразие - связи и отношения носят конкурирующий характер;

вариативность - наиболее эффективная модель, при которой связи и отношения носят кооперирующий характер и дополняют действие друг друга.

Психодидактическая

Современная школа должна отвечать требованиям общества к развитию личности на современном этапе. Психодидактическая модель образовательной среды предусматривает регулярное и систематическое обновление содержания и форм образовательных программ и обеспечение максимальной адаптации детей к вызовам социума.

Обновления в содержании учебного материала учитывают новые достижения и явления в технике, технологиях, экономической и культурной сфере. При этом важно обеспечить непрерывность, преемственность всех уровней образования, поддержку создания инновационных идей.

Процессы обучения должны учитывать индивидуальные особенности развития учащихся, их опыт в образовании и социальном становлении. Психодидактическая модель настроена на обеспечение подходов, способствующих раскрытию потенциала интеллектуально одаренных учеников и максимальной адаптации детей с особенностями развития, нуждающихся в психо-педагогической коррекции.
Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся должна обеспечить вариативность не только содержания, но и форм, методов и средств, используемых в процессе обучения.

Эколого-личностная

Этот подход к формированию образовательной среды описывает в своих научных работах Витольд Ясвин. Он руководствуется идеями таких выдающихся педагогов как Я. Корчак, П. Ф. Лесгафт, Я. А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Образовательная среда рассматривается как совокупность пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов. В создании эффективной образовательной среды имеют значение:


внешние условия (состояние помещений, классных комнат и оборудования для занятий),


межличностные отношения между педагогами и учениками как субъектами образовательного процесса;

содержание и методы обучения, учитывающие возрастные, физические и психологические особенности учащихся.


Для того чтобы образовательная среда выполняла поставленные обществом задачи, необходимо обеспечить комплекс педагогических мер для саморазвития обеих сторон образовательного процесса - педагогов и учителей.

Экопсихологическая

Экопсихологический подход к созданию образовательной среды основан на утверждении: развитие человека должно осуществляться в гармонии с окружающим миром и соответствовать его индивидуальным особенностям.

Таким образом, создание образовательной среды в широком понимании этого термина, должно обеспечивать:

социализацию учащихся, их умение взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, как с педагогами, так и с другими учениками, в том числе и к самостоятельной работе в парах и группах;

вовлечение учащихся в различные виды образовательной деятельности с целью формированию всесторонне развитой личности и раскрытия физического и творческого потенциала участников учебного процесса;


соответствие содержания, форм и методов образования возрастным и психологическим особенностям детей;

соблюдение экологичности образовательных технологий, создание внешних и внутренних условий для развития, саморазвития и самокоррекции;


реализацию сфер психического развития - интеллектуальной, эмоциональной, личностной и духовно-нравственной.

Типы образовательной среды

Изменения в подходах к обучению воплотились в переходе от системы пассивного восприятия знаний до активного участия в процессе обеих сторон - педагогов и учеников. Отказываясь от необходимости соблюдения догматических обрядов и традиций, современная школа предполагает развитие свободы и творческих навыков.

Значительные изменения в подходах к формированию образовательной среде произошло в прошлом веке. Во многом изменение вектора педагогического развития обязано деятельности таких личностей как Януш Корчак, Мария Монтессори, Джон Дьюи, Рудольф Штайнер (основатель вальдорфской педагогики). Распространение их новаторских идей позволило отойти от традиционной вертикали “учитель - ученик”, где второй участник является обычным потребителем.

Типы образовательной среды были описаны Янушем Корчаком, польским педагогом, врачом и писателем. Он выделяет догматическую, среду безмятежного потребления, среду внешнего лоска и карьеры, идейную или творческую среду. Описание было представлено в книге “Как любить ребенка”, которая впервые была опубликована в 1919 году.

Догматическая среда

Догматическая образовательная среда
Такая модель образовательной среды было доминирующей и практический единственной на протяжении многих веков. Ее главные идеи - это соблюдение традиций, порядка, дисциплины, формирование ответственности, подчинения, послушания.

Основы догматической образовательной среды были в свое время сформированы выдающимся педагогом Яном Амосом Коменским. Известный чешский мыслитель, педагог и гуманист 17 века основал педагогику как самостоятельную дисциплину и разработал основы классно-урочной системы.

Ян Амос Каменский воплотил в жизнь много прогрессивных гуманистических идей, но созданная им образовательная среда была основана на соблюдении принципов благочестия и христианского смирения. Она давала мало возможностей для взаимодействия учеников и учителей и предусматривала пассивное восприятие знаний учащимися.
Ученики расцениваются как сосуды для размещения определенного объема информации. В догматической модели образовательной среды не уделяется внимание самостоятельному обучению и саморазвитию, а проявление инициативы и активности со стороны учеников не только не ожидается, но и не приветствуется.

Януш Корчак характеризует догматический тип образовательной среды как “веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив”.

Среда безмятежного потребления

Развитие и воспитание ребенка
В противовес догматическому типу образовательной среды, где на первом плане находится порядок и абсолютная дисциплина, среда безмятежного потребления предусматривает создание комфортных условий для развития и воспитания ребенка.

В анализе Януша Корчака такая модель направлена на обеспечение комфорта и удобства. С педагогической точки зрения она нацелена на обучение ребенка тем знаниям и умениям, которые будут ему полезны, несложны и необходимы в будущем.

С основами образовательной среды безмятежного потребления перекликаются идеи Жан Жака Руссо, которые он изложил в книге “Эмиль, или о Воспитании”. По мнению франко-швейцарского писателя и философа образование должно быть основано на природных потребностях человека. В разработанной концепции Руссо отрицал бездумное зазубривание непонятных фраз и правил, исключал теоретизацию и авторитарное давление на ребенка, призывал учитывать его потребности и природные наклонности. Вместе с тем, Руссо не видел необходимости во всестороннем развитии учащегося, считая, что в первую очередь, необходимо давать детям практические навыки, которые пригодятся ими в жизни.

Подобного типа образовательной среды придерживался Иоганн Генрих Песталоцци. Главную миссию педагога он видел в обеспечении условий, при которых ребенок может развить физические и интеллектуальные навыки, необходимые для дальнейшей адаптации в социуме и зарабатывания на жизнь.

Современная педагогика рассматривает прагматичный подход к образованию как создание условий для психологического комфорта учащихся. Он находит воплощение в развитии человекоцентричных идей. Это создание учебного пространства, где всегда готовы понять и поддержать, но не будут навязывать и принуждать. В соответствии с такими принципами работают частные школы Саммерхилл, созданные в Великобритании в 1921 году. Главный девиз учебных заведений - школа должна подстраиваться под потребности ребенка, а не наоборот.

Среда внешнего лоска и карьеры

Януш Корчак демонстрирует негативное отношение к данному типу образовательной среды. В этом случае выбор обучающих программ и методов воспитания имеет главную цель - будущее построение карьеры или выполнение заказа общества.

Хороший пример действия такого типа образовательной среды - это принципы обучения и воспитания детей из аристократических семей Англии, характерные для 19- начала 20 веков. Выразителем идеи выступает философ Джон Локк с описанием идей в работе “Мысли о воспитании”.

Главная идея образовательной среды - это воспитание будущего английского джентльмена. Его предстоящая карьера расписана по единой схеме с раннего детства - престижная частная школа, обучение в Оксфорде или Кембридже, высокий пост и заслуженное положение в обществе. По такому принципу было воспитано не одно поколение колониальной Англии. Главные принципы - это формирование изысканных манер истинного джентльмена, воспитание инициативности и лидерских качеств по отношению к окружающим, творческое развитие, умение взять на себя ответственность и управление другими людьми. Именно такие специалисты были нужны Англии для управления ее многочисленными колониями.

Более свежий пример среды внешнего лоска и карьеры - это система обучения и воспитания Антона Макаренко. Деятельность советского педагога была направлена на формирование успешного строителя советской державы, носителя коммунистических ценностей.

Главная цель образовательной среды данного типа - это формирование личности, полностью соответствующей духу эпохи, в которой она живет и способность быстро адаптироваться ко всем требованиям общества.
Из минусов среды этого типа следует выделить шаблонность, отсутствие свободы выбора и полная зависимость системы образования от четко разработанной системы. Хотя от учащегося ждут проявления активности и заинтересованности в обучении, в учебной деятельности он существенно ограничен. В современных реалиях подобные схемы работают на корпоративном обучении (например, необходимость выучить иностранный язык в узких рамках, которые нужны для профессионального общения).

Как создать образовательную среду?

В условиях современного общества образовательная среда соответствует следующим критериям:

● обеспечение высокого качества, доступности и открытости образования;

● соответветствие задачам физического, психологического и социального развития учащихся;

● создание комфортных условиях для реализации образовательных целей;

● обеспечение выполнения образовательных программ;

● организация самостоятельной работы детей, стимуляция их творческого потенциала, саморазвития и самосовершенствования;

● выявление одаренных детей и стимуляция их развития посредством участия в научно-техническом творчестве и проектно-исследовательской деятельности;

● регулярное обновление содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;

● поощрение учащихся к выражению собственной позиции;

● стимулирование индивидуальных успехов каждого ученика;

● владение методикой работы с детьми, имеющими особенности развития.

Эффективная среда обучения стимулирует социальное взаимодействие, ориентирована на потребности учащихся, эффективно использует образовательное пространство с точки зрения планирования и использования ресурсов.

Качественно выстроенная и методически правильно организованная образовательная среда не только способствует повышению эффективности образования, но и обеспечивает безопасность учащихся и снижает расходы на учебный процесс.

Грамотно созданная образовательная среда объединяет различные способы восприятия и усвоения информации. Она включает использование аудио и видеоматериалов, разработок современных технологий, применение разнообразной наглядности. В понятие “среды” входит также дизайн помещения - интерьер, наличие наглядных пособий в классной комнате и даже вид за окном. По мнению Андрея Комиссарова, изучавшего вопрос дизайна образовательной среды, такие благоприятные условия обеспечивают психологический комфорт участников образовательного процесса, повышают внутреннюю мотивацию и заинтересованность в обучении, дают возможность для активной групповой работы и взаимодействия.

Что такое цифровая образовательная среда?

Образовательная среда
Использование современных технологий - это неотъемлемая часть образовательной среды 21 века. Главная цель внедрения цифровой среды - это повышение качества и результативности образования.

Структурные компоненты цифровой образовательной среды это:

● техническое и программное обеспечение;

● организация технической и образовательной поддержки по внедрению технологий в образовательный процесс;

● информационное отображение учебно-воспитательного процесса;

● сохранение информации на электронных и бумажных носителях.

Внедрение цифровой образовательной среды призвано усилить эффективность планирования и ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса, облегчить ведение документации и хранение информации, разнообразить возможности дистанционного общения учащихся и педагогов.

Создание цифровой образовательной среды обязательно предусматривает техническое оснащение. Классные комнаты оборудуют компьютерами, мультипроекторами, интерактивными досками, предоставляют доступ к электронным учебникам, онлайн платформам и выходу в интернет.

Готовность современной системы образования к внедрению цифрового пространства стала ключевым моментом в период дистанционного обучения при пандемии коронавируса.

Важной частью цифровой образовательной среды является наличие сайта школы, наполненного актуальной информацией, а также страниц в соцсетях. Сегодня учебные заведения подключены к информационным системам: "Электронный журнал ", портал Госуслуг.

Цифровая образовательная среда ставит новые вызовы перед дидактикой, вносит коррективы в традиционные способы и методы обучения. Акцент делается не на механическом использовании технологий в образовательном процессе, а на удовлетворении целей и задач учащихся. Цифровая дидактика не уменьшает роли педагога в образовательном процессе, использование технологий призвано облегчать усвоение знаний и дополнять его.

Образовательная среда в современном понимании - это педагого-психологическая реальность, объединяющая традиционные подходы к организации образовательного процесса с инновационными разработками и намеренно созданными условиями, благоприятными для обучения и воспитания. Ее задача - стать “третьим” учителем после родителей и педагогов. В ее создании важны профессионализм педагогов, качество разработанных образовательных программ, наличие надлежащих условий для обучения, в том числе использование современных технологий. Это позволяет построить процесс обучения, где учащиеся демонстрируют свободу и активность.