Среда обучения

Много практики и умеренная нагрузка: чего ждут студенты от онлайн-образования

Перед тем, как запустить программу, мы тщательно анализируем, будет ли она интересна студентам, понравится ли им учиться и будет ли это эффективно и удобно. Для этого мы проводим исследования, в том числе и опрашивая тех, кто учится прямо сейчас.


Делимся результатами последнего исследования — рассказываем, какие форматы предпочитают студенты, что, по их мнению, нужно для усвоения материала и почему знаний может оказаться слишком много.

Ненавижу учиться

Что это за исследование

Мы захотели выяснить, что студенты думают об обучении: нам было важно узнать, какие форматы им больше нравятся, что они хотели бы изменить, что мешает и помогает им усваивать новые знания и не сложно ли им учиться.

Результаты мы собирали с помощью онлайн-формы с несколькими вопросами, в которых были как готовые варианты, так и возможность внести свои ответы. Участниками опроса стали студенты Факультета психологии и Школы кино и телевидения «Индустрия». Всего в опросе приняли участие 293 человека: 252 с Факультета психологии и 41 из «Индустрии».

Готовила исследование лаборатория андрагогики — это небольшой департамент в Среде обучения, команда, которая занимается аналитикой: прогнозирует спрос, определяет аудиторию программ, формулирует цели обучения и проверяет, насколько структура разрабатываемых курсов им соответствует.
«Мы хотим сделать всех студентов счастливыми — сделать их процесс обучения настолько комфортным, чтобы зародить привычку к непрерывному образованию уже после нас»,

— Ирина Логинова, директор по развитию

и заведующая лабораторией андрагогики

О названии: андрагогика — это наука об обучении взрослых. Взрослые студенты действительно отличаются от учащихся вузов или старшеклассников — у них другие ожидания от обучения, есть опыт в образовании, совсем иной подход к тайм-менеджменту (учеба часто совмещается с работой и семьей). Поэтому проводить такие исследования особенно важно — и самыми честными результатами поделятся, конечно, сами студенты.

Вывод №1. Студенты предпочитают интерактив

По результатам опроса любимый формат студентов Факультета психологии — практические мастерские (90 голосов). Следом за ними идут лекции и дискуссии (44 и 40 голосов), а 33 человека назвали любимым форматом наблюдение за тем, как задание выполняет преподаватель. Еще 45 человек выбрали другие варианты ответа — как правило, самым распространенным другим ответом было «нравятся все форматы».

Больше половины студентов «Индустрии» (21 человек из 41) выбрали любимым форматом мастерские, а голоса между лекциями, дискуссиями, преподавательскими мастер-классами и другими вариантами ответа разделились поровну.
На момент опроса на Факультете психологии 70% обучения занимает теория и 30% практика, причем почти вся практическая часть сосредоточена ближе к концу обучения. Это связано с тем, что студенту, прежде чем переходить к настоящим заданиям, нужно освоить большое количество теории. Взяв на вооружение результаты опроса, мы решили пересмотреть эту систему — и уже начинаем увеличивать количество проектной работы на первых семестрах, приближаясь к соотношению теории и практики 50/50.
«Наш основной формат — это мастерская, в которой проходит групповая работа совместно с преподавателем. Формат мастерских присутствует практически на всех наших направлениях — меняться может только название. Сейчас мы понимаем, что по некоторым направлениям недостаточно вовлекающего интерактива для студентов, будем работать над проектированием дополнительных форматов»,

— Ирина Логинова

В «Индустрии» ситуация обратная — 70% практики и 30% теории. Причем там мы практикуем образовательную модель «от ошибки»: студенты сначала снимают свои работы, а потом разбирают их на занятиях вместе с преподавателями. Несмотря на то, что больше половины ответивших выбрали любимым форматом практические мастерские, мы наоборот, планируем прийти к равновесию — добавить к ним чуть больше теории и занятий с наблюдением за работой преподавателей. Это связано с тем, что не все студенты в восторге от формата «от ошибки» — и хотят сначала научиться делать правильно, а уже потом выносить работу на обсуждение.

Вывод № 2. У студентов есть запрос на работу с реальными заказчиками

После вопроса о любимых типах занятий мы решили узнать у студентов, каких форматов и инструментов им не хватает — и что хотелось бы добавить. Предложили следующие варианты: новые технические средства (на момент опроса мы как раз активно осваивали VR-технологии), практическую отработку навыков, работу с реальными заказчиками и на настоящих проектах и больше дискуссий. Также добавили открытую форму и предусмотрели возможность выбора нескольких ответов.

59% студентов (148 из 252 человек) Факультета психологии проголосовали за практическую отработку навыков, 35% (89 человек) за работу с реальными заказчиками, а 27% (68 человек) хотели бы добавить в программу больше дискуссий. При этом практически столько же студентов устраивает нынешнее распределение форматов на факультете.
В «Индустрии» студенты более явно выразили готовность работать над реальными заказами — такую практику хотели бы добавить 73% студентов (30 человек из 41). На втором месте идет отработка навыков — за нее проголосовал 61% участников (25 человек).

Вывод № 3. Студенты лучше всего усваивают материал через практику и общение с преподавателем

59% (149 человек из 252) студентов Факультета психологии ответили, что усваивать материал лучше всего помогает практика, а 44% (112 человек) выбрали определяющим общение с преподавателем. Гораздо менее важными студенты считают конспекты (17% — 42 человека), тесты (10% — 25 человек) и вспомогательные материалы (6% — 16 человек), а также дополнительное время на подготовку. В «Индустрии» больше половины студентов (22 и 21 человек соответственно) выбрали те же варианты: практику и общение с экспертом.
Команда лаборатории андрагогики подчеркивает, что эти результаты не универсальны — общение с преподавателем в реальном времени является одной из главных характеристик школы, и многие студенты приходят к нам именно за этим.
«Наше основное преимущество — открытая живая дискуссия студента с преподавателями, с лидерами в своей индустрии. При этом мы оставляем возможность не участвовать в живых форматах студентам-„интровертам“ и всем тем, кто не может присоединиться по своим личным причинам к вебинарным занятиям»,

— Ирина Логинова

Интересно, что вариант «Время» не был предусмотрен в изначально заданных вариантах, при этом его вручную «вписали» 12 ответивших. Это значит, что некоторые студенты испытывают проблемы с нагрузкой на учебе — и этот момент мы также постарались затронуть в опросе.

Вывод № 4. Студентам важно получать дозированную нагрузку

Мы предложили студентам оценить уровень нагрузки по пятибалльной шкале, где один балл — «учиться легко», а пять баллов — «учиться сложно».

Большинство студентов оценили обучение как преимущественно сложное или среднее — эти два варианта выбрали 190 студентов Факультета психологии (75%) и 33 студентов «Индустрии» (80%). При этом на программах для психологов максимальный балл загруженности выбрали 46 человек — 18% учащихся.
Результаты не стали для лаборатории андрагогики открытием — и они связаны как со спецификой онлайн-образования в реальном времени, так и с требованиями к обладателям профессии психолога (современный специалист, прежде чем работать с людьми, должен освоить много теории и закрепить навыки).
«У разных студентов разные возможности по времени, которое они могут уделять учебе и самостоятельной подготовке. Мы строим программы таким образом, чтобы обязательную минимальную информацию было комфортно проходить в едином темпе всем студентам, а дальше создаем дополнительные надстройки для тех, кто готов тратить больше времени и ресурса на обучение. А еще мы в начале обучения рассказываем всем абитуриентам о формате и необходимых затратах времени на освоение программы — тут мы делим ответственность за результаты с самим студентом, он должен здраво оценить свои возможности»,

— Ирина Логинова

Дополнительной литературы на программах и правда очень много — это позволяет углубиться в материал и продолжить обучение самостоятельно. Но читать ее не всегда обязательно для прохождения занятий. В отличие от заданий — их много, но без этого никак. Это необходимо, чтобы закрепить материал.

Вывод №5. Часовые пояса — слабое место онлайн-обучения в реальном времени

Вопрос о часовых поясах не входил в исследование, но несколько студентов рассказали о разнице в формате свободного комментария. Например, студентка Факультета психологии из Владивостока рассказала, что некоторые занятия проходят в два часа ночи, их приходится смотреть в записи.
«Мы даем дополнительную живую обратную связь каждому студенту. Для некоторых мы проектируем индивидуальный трек, который студент проходит в формате просмотров записей занятий, но с дополнительными материалами и проектными мастерскими»,

— Ирина Логинова

По данным команды лаборатории андрагогики, 60% участников наших программ находятся в других (не московских) часовых поясах. И 20% в экстремально далеких часовых поясах — для этих студентов разрабатываются индивидуальные решения: какие-то из занятий они смотрят в записи, но по итогу получают полноценный фидбек от преподавателей и полную версию программы.

Итоги

Этим исследованием мы подтвердили многие наши гипотезы и дополнили систему метрик, по которой исследуем программы. Это уже помогает нам делать обучение качественнее, а студентов — счастливее. В ближайших планах — провести дополнительное исследование факторов, влияющих на нагрузку студентов, а также мотивацию в обучении.