ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ЭКСПЕРТ КУРСА
Анонс:
Данный курс является базовым по психологии развития и возрастной психологии. Он включает в себя два больших раздела: 1. Детерминанты психического развития в онтогенезе. Теории развития. 2. Особенности психического развития человека в различные периоды жизненного цикла. В рамках первого раздела будут рассмотрены основные теоретические и методологические вопросы психологии развития. В рамках второго — подробно изучим особенности периодов онтогенеза. Материал курса очень объемный и разнообразный.

Цель курса:

Освоение основных понятий и закономерностей психологии развития, знакомство с основными теориями когнитивного и личностного развития, формирование представлений о специфике каждого возрастного периода в онтогенезе человека, гетерохронности и системности развития, формирование теоретической основы для дальнейшей практической работы.
АННА СОКОЛОВА
Психолог-консультант, частная практика Образование: кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Опыт работы: Школа юного психолога при факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель (2006 — 2013 гг.), руководитель (2009 — 2013 гг). ГБОУ Гимназия № 1526 (теперь «Школа на Покровской № 1526»), педагог-психолог средней и старшей школы (2011 — 2017 гг.) Частная практика с 2011 года.
Продолжительность курса: 3,5 месяца
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Количество домашних заданий: 11 + реферат
Критерии прохождения курса: Оценка за курс будет складываться из трех компонентов: наличие выполненных домашних заданий по курсу, оценка за реферат, оценка за итоговое тестирование.
ПРОГРАММА КУРСА
№ 1: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕТСТВА.
Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии
Категория развития
Краткая история становления психологии развития и возрастной психологии
Социально-историческая природа детства
Место возрастной психологии в системе наук
Методы психологии развития и возрастной психологии
№ 2: ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОНТОГЕНЕЗЕ. ФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ
Проблема детерминант психического развития
Концепция рекапитуляции Ст. Холла
Нормативный подход к развитию психики
Теории развития как созревания
Концепция научения в бихевиоризме, теория социального научения
Структурный подход к исследованию психического развития в гештальтпсихологии
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
Социокультурный подход в исследовании психического развития
№ 3: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Классический психоанализ (З.Фрейд)
Развитие школы психоанализа (А.Фрейд, М.Кляйн, М. Малер, Д.Винникот)
Проблема развития в тоериях А.Адлера, К.Г.Юнга, К.Хорни
Эпигенетическая концепция Э.Эриксона
Теория привязанности Д.Боулби
№ 4: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Теория операционального развития интеллекта Ж.Пиаже
Описание своеобразия детского мышления в ранних работах Пиаже
Факторы и стадии интеллектуального развития
Развитие и критика идей Ж. Пиаже
Информационный подход к исследованию познавательного развити
№ 5: РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В КУЛТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДАХ
Культурно-историческая концепция психического развития Л.С.Выготского
Учение о структуре и динамике психологического возраста
Понятие высших психических функций
Закон психического развития
Проблема соотношения обучения и развития
Понятие «зоны ближайшего развития»
Учение о системном и смысловом развитии сознания
Деятельностный подход к анализу развития психики
Проблема специфичности онтогенеза психики человека
Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности
Понятие ведущей деятельности
Роль общения в психическом развитии ребенка
№ 6: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Прототипирование зачем оно, с чего начать
№ 7: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. МЛАДЕНЧЕСКИЙ И РАННИЙ ВОЗРАСТ
Прототипирование зачем оно, с чего начать
№ 8: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Прототипирование зачем оно, с чего начать
№ 9: ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Прототипирование зачем оно, с чего начать
№ 10: ЗРЕЛЫЕ ВОЗРАСТА
Прототипирование зачем оно, с чего начать
№ 11: ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ
Прототипирование зачем оно, с чего начать
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Карабанова О. А. Возрастная психология: конспект лекций. М., 2005.
Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия». 2007
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М., 2001
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.