Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения».
Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
После получения заявки мы позвоним вам, чтобы ответить на вопросы и помочь определиться с программой
Выберите Факультет (например, «Факультет дизайна»)
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
Представитель приемной комиссии перезвонит в течение часа в рабочее время

Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
«Экономить на фотографе интерьеров нельзя ни в коем случае»
МИХАИЛ СТЕПАНОВ
Один из немногих высококлассных фотографов в России, профессионал мирового масштаба. За 20 лет карьеры его работы неоднократно появлялись в ELLE Decoration, AD, Vogue и Seasons. Декораторы и архитекторы считают удачей поработать с ним.
— Что нужно знать фотографу интерьеров? Чем фотография интерьеров отличается от профессии фотографа в целом?
— Да всем. Всем, отличается всем. Например, если вы фотографируете живого человека, помимо фотоаппарата, нужно владеть искусством психологии, общения. А я снимаю совершенно неодушевленные предметы. Это абсолютно разные вещи. Как это можно сравнивать, я не понимаю.
— Какие проекты вам нравилось фотографировать больше всего?
— Ну конечно, их великое множество. Это всё равно что спросить у дантиста: «А какой зуб вам понравился больше всех?» или у гинеколога: «Что вам за последнее время запомнилось больше всего?» Вы себе это представляете? У меня, конечно, есть любимые дизайнеры, декораторы, архитекторы. Есть какие-то замечательные объекты, и их много. Но даже если и есть что-то выдающееся, это все равно зуб или какая-то другая часть тела.
Любимые проекты? Это все равно, что спросить у дантиста, какой зуб вам понравился больше всех
— Какие изъяны интерьера лезут в кадр? И как вы изловчаетесь, чтобы этого не было видно?
— Самое неприятное — это всякие крючки и видеокамеры, которые прилеплены на самое видное место. Кондиционеры, которые не убраны и не закамуфлированы. Вот это самые неприятные вещи, да. Какие-то пульты управления висят, какие-то экраны наблюдения вешают на самое видное место, а не где-нибудь в уголочке. В общем, какие-то неуместные гаджеты, скажем так. Обычно я как-то пытаюсь это обойти либо потом всё это чистится в «Фотошопе».
— Сколько времени занимает подготовка к съемкам и что она в себя включает?
— Съемка обычно занимает пять-шесть часов. Помещение должен готовить автор, то есть архитектор или декоратор, дизайнер или стилист. Фотограф этим заниматься не должен, но все равно приходится это делать в большинстве случаев. Я практически все переставляю, ну не прямо все, но на какие-то сантиметры двигаются шкафы, мебель, диваны. Не говоря уже о мелких предметиках, из которых ты сам составляешь натюрмортики. В общем, всё; чаще всего нет ни одного крупного или мелкого предмета на съемке в интерьере, которого я бы не передвинул. Хотя, к моему приезду дизайнер или архитектор уже эту работу делает, но все равно в камере всё выглядит по-другому, поэтому всё двигается.
Фотограф не должен заниматься подготовкой интерьера, но все равно приходится это делать.
— Вы работаете только с жилыми помещениями или с офисами и коммерческими интерьерами в том числе?
— С любыми, конечно же.
— А в чем разница между фотографированием жилых помещений и коммерческих?
— Коммерческие интерьеры снимать намного сложнее. Взять, например, офис — помещение для того, чтобы там сидели люди, работали. Это, как правило, не очень дизайнерские вещи. Даже если это дизайнерский офис, он всё равно утилитарный, он для определенных целей, чтобы там люди работали, а не отдыхали, поэтому там мало за что можно зацепиться. То же самое с кафе. Там двойная работа происходит. В нежилых помещениях нужно больше напрячься, потому что жилые помещения люди делают уютными, их как-то декорируют уже изначально, а в нежилых помещениях о красоте думают в последнюю очередь. Даже если они сделаны хорошо и стильно, всё равно там ничего нет, кроме столов и пары постеров. Чтобы что-то сделать, надо сильно поднапрячься. Ещё есть проблема: надо снимать, когда людей нет. Это либо до открытия, либо после закрытия.
Научить человека снимать портреты за месяц реально. Интерьеры — невозможно.
#nbsp;А как вы решаете проблему со светом? Ведь для фотографии он очень важен.
— Лучше всего, конечно, снимать в определенное время дня — это всегда день. Начинается съемка в 10, в 11 и заканчивается в 4 — 6 часов, захватывая весь световой день. С коммерческими интерьерами работать приходится либо до открытия, либо после закрытия. Офисы, обычно, снимаются в субботу, воскресенье, когда люди не работают. А кафе, например, с утра. Как правило, в кафе до 12 довольно-таки пусто. Всё начинается с бизнес-ланча, поэтому кафе снимаю с раннего до 12−13.
— Как дизайнеру искать фотографа интерьеров и как понять, что он нашел хорошего фотографа?
— Хороший вопрос. Я всегда говорю, что экономить на этом нельзя. Есть небольшое количество лучших фотографов, вот к ним и надо обращаться, к первой пятерке. В противном случае вы пригласите какого-нибудь малоизвестного дешевого фотографа, заплатите ему деньги, а он сделает плохо, потому что это очень сложное искусство, съемка интерьеров. Интерьерный фотограф — это прежде всего опыт. Фотограф должен быть и художником, это понятно, но тут еще требуется опыт, потому что невозможно научить человека снимать интерьеры за месяц. Портреты — да, интерьеры — невозможно. Тут требуется опыт. Знаете, в чем ужас? Что человеку снимут плохо, а он будет думать, что это не фотографии плохие, а его интерьер плохой, понимаете? Особенно это касается начинающих дизайнеров. На всю жизнь он может поставить на себе крест, думая: «Я такой, ну я, да, я дизайнер, звезд с неба не хватаю, ладно, вот я такой средненький». А ведь его интерьер может быть замечательный! Хоть на обложку Elle Decor, если бы человек обратился по адресу, а не экономил.

За 20 лет работы я много раз видел такие трагические истории, когда талантливые люди просто уходили в небытие, потому что они несерьезно отнеслись к съемке. А несерьезно к съемке люди относятся по нескольким причинам:
1
Жалко денег.
2
«Я такой гениальный, мне ничего этого не надо, у меня и так все будет круто» — это тоже глубокое заблуждение.
3
«Я такой гениальный, что мой гениальный проект снимет кто угодно! Например, мой друг, у которого есть фотоаппарат»
В итоге талантливейшие люди либо вообще уходят в небытие, либо так и делают квартиры в панельных домах в Чертанове на протяжении двадцати лет. И наоборот, когда человек видит себя в журнале, типа AD или Elle Decor, видит свои работы рядом с трудами великих мастеров, которыми он, возможно, с детства наслаждался, у него вырастают крылья. Мало того, что у него качественно меняются заказчики, у него еще самооценка меняется, что намного важнее для творческого человека. Поэтому экономить на фотографе интерьеров нельзя ни в коем случае. Это глубочайшая ошибка, и она может обратиться катастрофой.

Беседовала Полина Весна
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности