Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения». Обратите внимание, что, если ваш счёт открыт в отличной от рубля валюте, то платёж будет конвертирован в рубли. Конвертацию в этом случае проводит либо ваш банк, либо система оплаты.
После получения заявки мы позвоним вам, чтобы ответить на вопросы, и помочь определиться с программой
Представитель приемной комиссии перезвонит в течение часа в рабочее время
Кризис трех лет с лозунгом «Я сам» — время непростое, но предсказуемое. Однако после него в сознании родителей может образоваться вакуум: кризис пережили — и что теперь? Готовиться к школе и ждать 1 сентября? Не стоит спешить. Лучше обратить внимание на развитие высших психических функций, которые формируются как раз в дошкольном возрасте. Рассказываем вам о некоторых из них.
ВОСПРИЯТИЕ
В дошкольном возрасте ребенок учится классифицировать и сравнивать, говоря по-научному, осваивает сенсорные эталоны. Это круг, а это квадрат; там синее, а здесь зеленое; стул близко, лампа далеко; папа больше кошки… Мы, взрослые, не замечаем такой категоризации, но активно ею пользуемся, потому что в дошкольном возрасте научились видеть разницу между твердым и мягким, горячим и холодным. Впоследствии мы, основываясь на абстрактном мышлении, можем отличать хорошее от плохого, допустимое от неприемлемого, выстраиваем систему ценностей, которую нельзя потрогать. Для этого сначала надо научиться раскладывать предметный мир по коробочкам.
Самый простой способ проверить, хорошо ли ребенок воспринимает сенсорные эталоны, — предложить ему собрать пирамидку. Или посложнее: разложить предметы от меньшего к большему, от темного к светлому. Тренироваться можно на любых объектах дома, в саду, на улице. Мир предоставляет широчайшие возможности для классификаций всего подряд.
МЫШЛЕНИЕ
В дошкольном возрасте развивается наглядно-образное мышление. Раньше, чтобы положить треугольник в специальную коробочку с прорезями в виде разных геометрических фигур, ребенок сначала пытался ткнуть им куда угодно и случайно попадал в нужную форму. Теперь он не просто понимает, что это возможно, но и запоминает, как именно. Ему не обязательно прикладывать треугольник к прорези в виде квадрата или круга, чтобы сообразить: не подходит.
Для диагностики мышления используются тесты Венгера. Это батарея из пяти методик, показывающих, насколько развиты:
1
Произвольность — ребенку нужно прочертить линию между двумя точками по определенной инструкции, которую приходится держать в голове.
2
Сенсорные эталоны — нарисована геометрическая фигура и восемь предметов из мира, надо определить, какие их них похожи на фигуру по форме.
3
Моделирование — сверху нарисована фигура, а снизу — разрозненные элементы. Надо выбрать те, из которых можно собрать фигуру-образец.
4
Действие по образцу — нарисованы запутанные дорожки и домики в конце каждой из них, снизу — одна дорожка и один домик. Ребенок должен сопоставить маршрут и указать на правильный домик в общем лабиринте.
5
Обобщение — дана таблица, по горизонтали у нее размер: от маленького до большого, по вертикали типы разных фигур. Ребенку надо понять, где в таблице будет помещаться заданная фигура, например, очень маленький шестиугольник или средний квадрат.
Можно придумывать ребенку задания на развитие мышления, просто модифицируя эти тесты.
ВООБРАЖЕНИЕ
Ведущая деятельность дошкольника — это игра. Именно она закладывает основы воображения. Смысл игры для развития кроется в двух вещах:
1
В символизации: ребенок соорудил из кубиков широкий прямоугольник, забрался внутрь и издает рычащие звуки — это он ведет машину. Никакой машины в комнате нет, но она совершенно точно есть у ребенка в голове. Дошкольник может что-то себе представить, а это основа абстрактного мышления и креативности, которые развиваются в более старшем возрасте.
2
Ролевая игра, основной смысл которой — воссоздать человеческие отношения. Ребенок не просто видит, как люди общаются между собой, но и знакомится с социальными ролями, воображая там, где отсутствует четкое представление, как должно быть на самом деле. Воображение в игре помогает создавать слепки реальности и в дальнейшем успешно адаптироваться к ней.
Согласно рекомендациям известного исследователя развития дошкольников О.М. Дьяченко, при диагностике необходимо учитывать три фактора: количество правильных ответов — это актуально только при решении задач; вариативность и оригинальность ответов конкретного ребенка — это лучше всего оценивать в группе, поскольку есть возможность сравнить. Для диагностики воображения дошкольников психологи используют простые «дорисуйки»: геометрические фигуры или линии, которые ребенок должен превратить в новый объект.
Хорошая новость в том, что высшие психические функции развиваются на протяжении всей жизни, а в дошкольном возрасте у некоторых из них сензитивный период, то есть они формируются лучше всего. Разумеется, с ребенком надо заниматься, но не стоит паниковать, если он научился что-либо делать в 4 года и 2 месяца, а все дети вокруг уже освоили это в 3 и 11. Учитывая закономерности возрастного диапазона, стоит понимать, что разброс все же индивидуален, и подгонять ребенка под выдуманную норму с мамских форумов не надо. Когда родители занимаются с ребенком, не забывая получать от этого удовольствие, а он развивается с доступной для него скоростью — вот это действительно нормально.
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности