ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ
После получения заявки мы позвоним вам, чтобы ответить на вопросы и помочь определиться с программой
Представитель приемной комиссии перезвонит в течение часа в рабочее время

Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»

* Звёздочкой отмечены поля, обязательные для заполнения

Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВЛИЯЕТ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
Ученые факультета психологии Университета Центрального Ланкашира и факультета социальных и психологических наук Университета Эдж-Хилл провели совместное исследование того, как эмоциональный интеллект влияет на академическую успеваемость британских подростков.

Различные исследования подтверждают, что эмоциональная компетентность позволяет предсказывать академическую успеваемость, социальное и когнитивное развитие. Более того, отсутствие эмоциональной компетентности у подростков приводит к академической неуспеваемости — в том числе к антисоциальному поведению и прогулам. Задача нового исследования — определить, влияет ли эмоциональный интеллект как личностная черта и как когнитивная способность на академическую успеваемость по окончании школы. Цель исследования — понять, можно ли на основании способности к логическому мышлению, способности решать эмоциональные проблемы (ЭИ как когнитивная способность) и способности к саморегуляции (ЭИ как личностная черта) предсказать академические успехи ребенка вплоть до старших классов школы.
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
Первая модель эмоционального интеллекта была создана Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо в 1990 году. По мнению авторов, «эмоциональный интеллект» состоял из нескольких способностей:
1
к определению и выражению эмоций
2
к регуляции эмоций
3
к использованию информации об эмоциях для принятия решений
В начале нулевых годов XXI века К. В. Петридес и Э. Фёрнхем разделили эмоциональный интеллект на две категории: ЭИ как способность (ability EI) и ЭИ как черта характера (trait EI). Эмоциональный интеллект как черта характера определяет устойчивость поведения в различных ситуациях и измеряется опросниками. Эмоциональный интеллект как способность относится к традиционной психологии интеллекта и измеряется интеллектуальными тестами, а также проективными заданиями.

Метаисследования подтверждают различие этих двух типов эмоционального интеллекта — а также связь между ЭИ как когнитивной способностью и кристаллизованным интеллектом и вербальным IQ (хотя и небольшую).

Успешная академическая успеваемость зависит от способности выделять стрессогенные факторы и справляться с ними. Эмоциональный интеллект влияет на то, как дети регулируют свое поведение на уроке, сколько усилий они вкладывают в ту или иную стратегию обучения, как они справляются со сложностями в обучении, насколько они устойчивы к стрессам — и то, как они принимают решения за пределами школы.
Что исследовали?
Цель исследования Университета Центрального Ланкашира и Университета Эдж-Хилл — определить, можно ли, зная показатель ЭИ как когнитивной способности и ЭИ как личностной черты, спрогнозировать академическую успеваемость, контролируя при этом другие важные некогнитивные факторы (тип личности) и когнитивные способности.
На успеваемость в школе также оказывает влияние тип личности ребенка. Эмпирические исследования подтверждают, что невротизм (низкая самооценка, депрессия, стыдливость, перепады настроения и беспокойство) оказывает негативное влияние на успеваемость — так же, как и психотизм (агрессия, апатия, антисоциальное поведение, импульсивность). Экстраверсия (поиск новых ощущений, уверенность в себе, общительность) влияет на успеваемость положительно в возрасте от 7 до 13 лет и негативно после 14 лет.

Важно также учитывать пол ребенка. Мальчики обычно хуже девочек справляются со школьными заданиями, хотя у них может быть одинаковый IQ. Возможно, это вызвано влиянием эмоционального интеллекта: у девочек он в среднем выше, чем у мальчиков, и девочкам проще справляться со стрессом.
Как проходило исследование?
В течение первых восьми недель обучения в средней школе 413 учеников (199 мальчиков и 214 девочек) четырех школ в Ланкашире (Великобритания) прошли несколько опросников. Они заполнили тест на ЭИ как личностную черту и личностный опросник Айзенка (это заняло 15 минут). Тест эмоционального интеллекта Мейера-Сэловея-Карузо заполнялся в ходе двух встреч и суммарно занял 60 минут.
Показатели познавательных способностей и академическая успеваемость были взяты из школьной базы данных на начало седьмого класса и конец одиннадцатого. Родители дали согласие на использование данных в исследовании. Расчеты производились с помощью моделирования структурными уравнениями, цифры можно посмотреть здесь.
ЧТО ИЗМЕРЯЛОСЬ?
ЭИ как личностная черта
ЭИ как личностная черта измерялась с помощью опросника EQ-i Рувена Бар-Она, специально разработанного для детей и подростков. Он состоит из 60 утверждений, разбитых на четыре группы: межличностные и внутриличностные аспекты, стресс-менеджмент и гибкость.
Примеры утверждений: «Мне легко говорить, как я себя чувствую» (внутриличностное), «Я хорошо понимаю, что чувствуют другие» (межличностное), «Я могу сохранять спокойствие, когда расстраиваюсь» (стресс-менеджмент), «Я понимаю даже сложные вопросы» (гибкость). Детей просили оценить себя по шкале от 1 (практически никогда) до 4 (очень часто). Чем выше балл, тем выше показатель ЭИ как личностной черты. Вот какие были результаты у девочек и мальчиков из выборки: 0,64 и 0,62 (внутриличностный аспект), 0,82 и 0,75 (стресс-менеджмент), 0,79 и 0,74 (гибкость) и 0,82 и 0,78 (межличностный аспект).
ЭИ как когнитивная способность
Для оценки ЭИ как когнитивной способности использовался тест эмоционального интеллекта Мейера-Сэловея-Карузо, адаптированный для детей и подростков. Шкала использует 101 утверждение, которые позволяют оценить, как дети выполняют различные задания и решают эмоциональные проблемы.
Все задания разделены на четыре секции — в соответствии с четырьмя компонентами модели эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо. В секции, А (восприятие эмоций) ребенок видит фотографии лиц людей и определяет, какую эмоцию они испытывают. В секции Б (использование эмоций) ребенок решает, насколько будет полезно в различных ситуациях испытывать ту или иную эмоцию. Секция С (понимание эмоций) состоит из 20 описаний различных ситуаций — и ребенку нужно определить, какую эмоцию испытывает главный герой текста. В секции D (управление эмоциями) предлагается несколько историй с 4 вариантами продолжения. Ребенок выбирает развитие событий, которое поможет главному герою истории сохранить хорошее настроение.
Личностный опросник
Для анализа личности учащихся использовалась краткая форма личностного опросника Айзенка. Этот опросник анализирует тип личности по трем шкалам: экстраверсия, нейротизм и психотизм. Детям предлагались утверждения с двумя вариантами ответа: да или нет. Результаты этого опроса (психотизм, экстраверсия и нейротизм соответственно): 0,73; 0,93; 0,84 для девочек и 0,73; 0,88; 0,85 для мальчиков.
Познавательные способности
Тест CAT (Cognitive Ability Test, тест познавательных способностей) измеряет умение ученика рассуждать и широко используется в британских школах. В исследовании использовалась третья версия теста, оценивающая ребенка по трем шкалам: вербальные, математические и невербальные способности.
Академическая успеваемость в 11 классе
За исключением детей с отклонениями в развитии, практически все дети в Великобритании сдают единый централизованный экзамен (аналог нашего ЕГЭ) по окончании обязательного среднего образования в возрасте около 16 лет. Дети сдают разные предметы, но обязательными являются родной язык, литература, математика и естественная наука — и именно оценки по ним использовались в исследовании.
ЧТО ПОКАЗАЛО ИССЛЕДОВАНИЕ?
Исследование показало, что как для мальчиков, так и для девочек ЭИ как когнитивная способность сглаживает корреляцию между познавательными способностями и академической успеваемостью. При высоком ЭИ как когнитивной способности девочки демонстрировали успешные результаты экзаменов — но только при большом показателе познавательных способностей.

Для мальчиков результаты оказались иными: соотношение между ЭИ как когнитивной способностью и результатами экзаменов было сильным вне зависимости от познавательных способностей. Мальчики и девочки с высоким показателем познавательных способностей и ЭИ как когнитивной способности в седьмом классе получили более высокие результаты на выпускном экзамене, чем остальные дети.

Более того, мальчики с высоким показателем ЭИ как когнитивной способности и низким показателем познавательных способностей сдавали выпускные экзамены лучше сверстников. С девочками это не работало: им ЭИ помогал только в случае хороших познавательных способностей.
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Это значит, что на академическую успеваемость влияют не только познавательные способности, но и эмоциональный интеллект. ЭИ влияет на корреляцию между познавательными способностями и результатами выпускных экзаменов, причем по-разному у мальчиков и девочек. Высокий ЭИ как когнитивная способность повышает академическую успеваемость девочек и мальчиков с хорошими познавательными способностями и помогает мальчикам с низкими познавательными способностями.

Скорее всего, ЭИ помогает детям справляться с стрессогенными факторами во время учебы и особенно в период экзаменов — и наоборот, его отсутствие мешает детям учиться, даже если их способности высокие. Высокий Э И помогает детям справляться с эмоциями, оставаясь спокойными и концентрируясь на задании. Дети с высоким ЭИ реже хулиганят и пропускают уроки. Эксперимент не описывает механизмы того, как ЭИ влияет на академическую успеваемость — эта тема еще ждет своего исследователя.

ЭИ как личностная черта влияет и на академическую успеваемость — но только для мальчиков. То есть два типа ЭИ по-разному влияют на академическую успеваемость и поэтому должны оцениваться отдельно друг от друга.

Это первое исследование, которое связывает ЭИ и тип личности у детей. Оно показывает, что некоторые из черт личности (межличностное общение, стресс-менеджмент и гибкость) связаны с невротизмом и экстраверсией — но только у девочек. Более того, связь когнитивных способностей и эмоциональной жизни человека в данном исследовании не установлена — на это мог повлиять используемый личностный опросник.

ЭИ как когнитивная черта имеет значение для академических достижений, и поэтому имеет смысл обучать детей навыкам работы с эмоциями — скорее всего, это повлияет на академическую успеваемость. Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать — это подтверждают исследования, в которых было достигнуто улучшение ЭИ, и оно повлияло на образовательную деятельность.

Более того, если психологи смогут сформулировать простые правила для развития эмоционального интеллекта и рассказать о них всем педагогам, это может значительно повысить качество обучения в школе.

Источник: Pamela Qualter, Kathryn J. Gardner, Debbie J. Pope, Jane M. Hutchinson, Helen E. Whiteley / Пересказ Надежды Лебедевой / Картинка
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!