МАСТЕР:
СЕРГЕЙ САПОЖНИКОВ
Художник, фотограф, участник многочисленных выставок в России и за ее приделами. Среди последних проектов — персональная выставка The Drama Machine (Фонд «Дон», совместно с Газпромбанком, Ростов-на-Дону, 2016) и групповая выставка-перформанс Cabaret Kultura (Whitechapel Gallery, Лондон, 2016). Творчество Сапожникова связано с фотографией и исследованием изображения. Для создания своих проектов он использует как пленочные, так и цифровые камеры.
СЕРГЕЙ САПОЖНИКОВ
Cергей Сапожников начинал как граффитист и отчасти перенес атмосферу уличного искусства и в свои фотоработы. Будучи художественно продуманными произведениями, они, тем не менее не стремятся к красоте и эстетизму — напротив, художник порой намеренно создает эффект загрязненности композиции.

В своих проектах Сапожников реактуализирует наследие барокко. Он переносит барочные приемы в область фотографии. Для его работ характерны плоскостность изображаемого, перекличка цветовых фактур, динамичность, барочное излишество и почти гротескность композиции, абсурдность действий и поз. Объемная реальность трансформируется объективом в плоскостной коллаж, а модели смешиваются с фоном, буквально растворяясь в нем. При этом на его фотографиях живое (люди) становится неотъемлемой частью композиции и превращается в мертвую натуру. Замирая на момент съемки, они застывают в кадре, мертвеют, как в голландских натюрмортах XVII века. Выглядывающие из фона застывшие обрывки человеческих фигур, не живые и не мертвые тела заставляют вспомнить Фуко: «Современный человек — это животное, в политике которого его жизнь как живущего существа ставится под вопрос».
Проект The Drama Machine, 2015
Проект «Город», 2015–2016
Серия «Халабуда», 2008
Проект The Drama Machine выразителен как попытка работать исключительно с эстетикой: архитектурные идеи конструктивистов вытаскиваются из прикладного поля в сферу чистых форм и пятен. Здесь Сапожников остается верен себе, используя для конструкций бессвязный в своих отношениях «хлам», приглашая внедриться туда своими телами профессиональных танцоров. Здесь для меня начинаются противоречия трактовок. Нельзя отрицать это эстетство — и «продукта», и процесса создания. Но это то, что мне лично не хочется ставить во главу угла, потому что для себя я не могу найти ответа на вопрос, зачем сегодня нужно эстетство и «красивое» в искусстве само по себе, как самоценность. В то же время здесь интересно равенство бессвязных объектов, в груде которых то ли человеческое тело становится таким же объектом (создания композиции, как в скульптурах из человеческих тел на парадах тоталитарных режимов), то ли объекты становятся такими же субъектами, как человек. И этих смыслов отсюда не вычесть.

При этом Сапожников к человеку в своих работах скорее равнодушен — он говорит об этом, в частности, комментируя свой следующий проект, книгу «Город». Казалось бы, что здесь такого? Но для меня остается снова без ответа еще один момент: то, что автор в данном случае — тоже человек, и его творчество есть воля автора и его ответственность. В том, как человек изымается как субъект из этих работ (субъект смотрения и взгляда, субъект отношений и языка), мне кажется, создает предпосылку для того, чтобы была изъятой и ответственность — за все те мелочи, какие собираются за понятием субъекта, если мы говорим об искусстве.
Выставка The Drama Machine, слова куратора, 2016
Диалог на выставке The Drama Machine, 2017
V-A-C / Space Force Construction / Palazzo delle Zattere, Venice, 2017
СЕРГЕЙ САПОЖНИКОВ
ИНТЕРВЬЮ
СЕРГЕЙ САПОЖНИКОВ
ОБ ИСКУССТВЕ
СЕРГЕЙ САПОЖНИКОВ
СОВРЕМЕННИКИ О ФОТОГРАФЕ
Share некоторых материалов с благодарностью у: GARAGE / smirnovartsorokin / around art
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ