Модернистское искусство на Западе, начиная с импрессионизма, прошло долгий путь редуцирования. Художники постепенно и с каждым шагом, с каждым новым течением отказывались от каких-то выразительных средств, от изобразительности, от композиции, от картины как таковой, от содержания, от духовности и так далее. Все эти кажущиеся нам очевидными и необходимыми вещи подвергались сомнению.
Последнее течение перед концептуализмом был минимализм. Если вы знаете, это просто в основном такие геометрические повторяющиеся фигуры из промышленных материалов, какие-то такие железные или бетонные кубы, расставленные в определенном порядке по выставочному пространству. И к какому-то моменту оказалось, что теоретические основания такого искусства гораздо важнее, чем-то, что зритель видит.
Художники, которые это поняли, собственно, и стали концептуалистами. Они поняли, что идея уже может быть искусством. Она даже не нуждается в воплощении. И они стали выставлять такие вещи, как просто теоретические тексты в рамочке на стене, или пытаться передавать произведения искусства телепатическим путем зрителям, или подобные вещи, которые подвергали сомнению уже практически все, что можно было подвергнуть сомнению в искусстве. Это примерно середина 60-х годов, как я уже сказал. Такие художники, как Кошут, Art & Language, Ханс Хааке, Бюрен. То есть искусство практически дематериализовалось.
В нашей стране ситуация была немножко иной, потому что никакого модернизма, который можно было увидеть, в музеях не было. То, что можно было увидеть в музеях и в выставочных залах, это было либо классическое искусство старое, либо соцреализм, который в какой-то степени, хотя бы внешне, следовал классической традиции. Но художникам, которые занимались каким-то современным искусством, одновременно поступала какая-то информация с Запада. Она могла поступать в каком угодно виде: либо на непонятном языке, каталоги, в которых непонятно что нарисовано, потому что языков мало кто знал, либо разгромные статьи в советской прессе о том, до какого безобразия дошли на капиталистическом Западе и вот вместо картин выставляют консервные банки. Это могли быть даже карикатуры в журнале «крокодил», где изображалось, как художники рисуют ногами, опять же на этом растленном Западе. Эту информацию как-то хотелось осмыслить.
То есть художники, которые хотели заниматься чем-то подобным, должны были эту явно недостаточную информацию как-то систематизировать и объяснить самим себе, чем занимаются эти непонятные их коллеги на Западе и чем они сами пытаются тоже заниматься. И часть художников эти объяснения, эту рефлексию и сделала частью своего искусства. В начале 70-х годов эти художники: Илья Кабаков, в первую очередь, Комар и Меламид, Римма и Валерий Герловины, и еще несколько человек, группа «Гнездо» (Донской, Рошаль, Скерсис). Они стали делать искусство. В состав их произведений были включены и сами попытки объяснить, чем же они занимаются.