МАСТЕР:
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
Художник, живет в Москве и Венеции. В своих проектах обращается к наследию советской музеологии, а также интерпретации музея в философии русского космизма. Работы Арсения Жиляева показывались на биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе и Люблянской триеннале, а также на выставках в Центре Помпиду в Париже; де Аппель, Амстердам; HKW, Берлин. Является редактором антологии «Авангардная музеология» (e-flux, V-a-c Press, University of Minnesota Press, 2015). Лауреат российских премий в области современного искусства. Выступал с лекциями и мастер-классами в MoMA (Нью Йорк), Brooklyn Museum, Tate Modern, Whitechapel (Лондон), Princeton University (Нью Джерси), City University New York, МГУ, РГГУ (Москва).
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
«Для меня возможность слияния искусства с политическим действием остается одним из осознанных этических императивов художественного творчества. И при этом не важно, в какой форме он проявляется — будь то прямое участие в социальных трансформациях или же решении до конца оставаться верным своей профессии и нести освободительную истину искусства несмотря ни на что. И то и другое в чрезвычайной исторической ситуации являются политическими решениями. Все дело в том, насколько эффективна твоя кабинетная работа и твой активизм. В этом отношении за последнее время у меня произошла некоторая переоценка ценностей. Те формы политического участия, которые проявили себя в форме борьбы за прямую демократию, при всей своей эффектности, к сожалению, показали свою неэффективность на данном этапе. Уличный героизм не имеет смысла без малозаметной и кропотливой работы по поиску социальной структуры, способной привнести в жизнь реальные изменения. Спонтанность и недальновидность нашего политического действия отражает вынужденную нестабильность нашей повседневной жизни.

Современное искусство является заложником того же зазеркалья. Посмотри, в который раз мы имеем наступление по всем фронтам зомби-формализма, и причина тому не только рыночные флуктуации. Абстрактный экспрессионизм со времен Поллока является флагом негативной свободы и одновременно — ответом на вызовы времени. „Если вы будете пугать нас ядерной войной и распадом наших тел, мы ответим неконтролируемой свободой в пределах холста и силы гравитации“. Но мне кажется, что может быть иной ответ, иное искусство. Например, Малевич с его „Черным квадратом“ является выражением стремления к предельной сознательности и как результат победы человека над случаем, силами природы, притяжением Земли. Сложность современного мира требует от нас преодоления человеческой инфантильности, а значит, и сознательного участия в подготовке посткапиталистического будущего. И если нам повезет, оно будет более справедливым, чем наше настоящее. Искусству вполне по силам попробовать соединить сложность, абстрактность происходящих процессов с реальным человеческим опытом. Пусть возможно для этого нам придется отказаться от приставки „современное“».


Фото на обложке: Политех
Intergalactic Mobile Fedorov Museum-Library, Berlin
The Return
Cradle of Humankind
Cradle of Humankind
Cradle of Humankind
The Aesthetic Complex of the Post-Soviet Oligarchy Period
Tsiolkovsky. Second Advent
«Я пришел к выводу, что выход за пределы порочного круга современного искусства может осуществляться в двух режимах. В одном случае мы должны иметь смычку искусства с чрезвычайным положением политических трансформаций, например революции. В таком случае происходит радикальная трансгрессия и смыкание поля искусства, политики и жизни в целом. Люди вне зависимости от своей профессиональной, религиозной, гендерной и прочей принадлежности могут заниматься совместным творчеством истории (эту мысль развивает немецкий теоретик Геральд Рауниг в своей книге «Искусство и революция». — Прим. ред.).

В другом случае, скажем, в мирное время, нам ничего не остается, кроме как радикализировать и довести до конца требования, заложенные в проекте модернизма. Но сделать это не посредством невозможного сегодня возвращения к условиям производства начала прошлого века, а, напротив, усиливая ту форму художественного производства, которая вышла из модернистского эксперимента и существует сегодня как исчерпавшая себя выставка современного искусства».

Проект «СОВРЕМЕННИКИ»
Вести Интервью с Элиной Араповой. Гость: художник Арсений Жиляев
GARAGE: цикл «Почему я (не) люблю Джона Балдессари». Арсений Жиляев, Хаим Сокол, Николай Олейников
GARAGE: «Где черта между нами? Поучительные истории, рассказанные сегодня»
«Просто искусство» — цикл встреч с художниками, модератором которых выступает известный художественный критик и историк искусства Андрей Ковалев.

Герои встреч — художники, которых уверенно можно назвать классиками российского искусства. Именно они получают престижные премии, представляют страну на международных художественных форумах, а их выставки проходят в самых крупных музеях и галереях по всему миру. Принципиальная особенность таких встреч состоит в том, что на них обсуждаются конкретные произведения, отобранные совместно модератором и художником. Каждый раз готовится специальная подборка слайдов с изображениями 20−25 наиболее значимых для художника работ, на которых и будут концентрироваться собеседники. Слушатели, которые могут предварительно ознакомиться с презентацией на сайте Музея «Гараж», приглашаются к непосредственному участию в обсуждении.
GARAGE: «Встреча с Арсением Жиляевым из цикла встреч с художниками „Просто искусство“»
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
О ХУДОЖНИКЕ
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
ИНТЕРВЬЮ
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
АВТОР ТЕКСТОВ
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
О РАБОТАХ
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
ОБ ИСКУССТВЕ
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ
СОЦСЕТЬ, БЛОГИ И САЙТ
Share некоторых материалов с благодарностью у: АРТГИД / arsenyzhilyaev.art / GARAGE
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ