Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Паола Навоне: случайность или судьба?
Паола Навоне — легенда в мире дизайна. В 2018 году исполняется 20 лет, как она является бессменным арт-директором итальянского мебельного производителя Gervasoni. В период обучения на факультете архитектуры Туринского политехнического университета в 70-х она сотрудничала с художественной группой Alchimia: вместе с коллегами Андреа Бранци, Алессандро Мендини и Эторе Сотсассом стояла у истоков направления «радикального дизайна» (протестное творческое движение в Италии начала 60-х против дизайна эпохи потребления). С момента окончания учебы Паола успела посотрудничать с Poliform, Baxter, Roche Bobois, Capellini, Alessi, Knoll, Mondo, Armani Casa, Monteni и еще десятком брендов первой величины, став вдохновением и примером для нескольких поколений промышленных, текстильных и интерьерных дизайнеров и декораторов. Творческий опыт в десятилетие 1970-х, взбудораженное студенческим бунтом 68-го года, и несколько лет жизни в Гонконге отразились на ее подходе к созданию предметов мебели и декора, отделочных материалов и текстиля. Навоне называют «королевой эклектики» за соединение ремесленного ручного труда с промышленным производством. В 80-х ее уникальное видение обрело коммерческий успех. Читайте скорее!
Я сижу в фойе головокружительного отеля Art Deco Raleigh Hotel в South Beach, Флорида, изучаю свои пометки перед встречей с Паолой Навоне (Paola Navone). Три месяца назад, когда я впервые поговорила с ее ассистенткой Орналле, я думала, что просто отправлю несколько вопросов по мейлу и потом напишу свою статью. Затем я получила письмо, в котором говорилось, что Паола собирается в Майами-Бич в связи с новым проектом, Traymore Hotel, и Орналле могла бы договориться о нашей встрече. И вот теперь я в ожидании встречи с ней. Я сама дизайнер, и встреча с человеком, который сотрудничает с двумя люксовыми мебельными марками — Baxter и Gervasoni, — кажется мне невероятной.

Мы встречаемся, она протягивает мне свою визитку, на которой изображена красная рыбка. Во время нашей двухчасовой встречи, которая прошла как встреча двух старых друзей, мы поговорили обо всем: о жизни, путешествиях, дизайне и новом поколении.

— Я видела ваш логотип очень часто; почему вы выбрали именно рыбку?
— «Я родилась в марте, так что по зодиаку я Рыбы. Много лет я жила в Азии, где этот символ, как считается, приносит удачу. Мне нравится быть у воды… Волны и звуки воды меня гипнотизируют. Так что, как видите, я типичная рыба». Кто Вы по знаку зодиака?
— Я родилась в ноябре, я стрелец, так что технически я наполовину человек, наполовину лошадь. Как вы впервые попали в дизайн? Ваши родители работали в этой сфере?
— (Смеется.) Нет, нет. Мои родители очень не хотели, чтобы я стала архитектором. Я попала в дизайн случайно. Я всегда была очень упряма и любопытна. Когда я поступала в университет, у меня был друг, который учился на архитектора, я начала учиться вместе с ним, но мой отец был вне себя от гнева, так как считал, что архитектор — это мужская профессия.
— Как вы смогли начать свою карьеру?
— Как я уже сказала, я очень упряма, и я ослушалась отца. Во время учебы в школе мы с другом были участниками движения Alchimia; как только мы окончили школу, мы забросили эту деятельность и продолжили свои исследования в 1970—1980-х. Какая-то часть этих исследований попала в мою университетскую работу. Потом один журнал меня попросил продолжить исследовать это движение в течение года. На деле это исследование растянулось на три года.
— Я читала, что эта работа принесла вам престижную награду Osaka International Design Award в 1983 году. Это удивительно! Как вы считаете, вас вдохновляет эта работа или путешествия? Или и то, и другое?
— Да, на протяжении своей жизни я очень много путешествовала. Более 20 лет я жила на две страны — Гонконг и Италия. Сейчас я живу то в Милане, то в Париже, либо на материковой и островной Греции. Все места меня вдохновляют. Мне нравится создавать «случайно» больше чем запрограммированно, так сказать. Некоторые вещи из тех, что я создала, не для продажи, я их создала просто ради самого дизайна.
— Вы всегда жили в Майами?
— Нет, на самом деле 7 месяцев я жила в Виченце (Италия), училась на последнем курсе местной Школы дизайна. Но вообще я бы очень хотела побывать в Колумбии! Я никогда не была в Латинской Америке, но мне кажется, этот регион может многое дать в плане материалов, вдохновения и дизайна.
— Ну вот, мы с вами говорим на одном языке. Я американка, но по происхождению — кубинка. И я замужем за мужчиной из Колумбии.
— Я считаю, что латиноамериканские мотивы есть и в моих дизайнерских творениях и стиле.
— Так как я имею дело с мебелью, которую вы создаете для Baxter, Gervasoni и Casa Milano, я не понаслышке знаю, что вы придерживаетесь стиля, который отличается своей свободой, эклектикой и весельем. Как бы вы описали ваш фирменный стиль?
— У меня нет определенного стиля, которого я придерживалась бы; я вижу что-то, что меня вдохновляет, и начинается процесс осмысления. Иногда я могу воспользоваться этим в работе лишь годы спустя. Мне кажется, многие мои работы получаются «по ошибке», а не продуманно для массовой продажи.
—  Какой ваш самый большой успех в карьере? Где бы вы хотели творить в будущем?
—  Мне кажется, мой самый любимый период — работа в Гонконге. Также коллекции для Gervasoni, а сейчас я занимаюсь отельным проектом в Майами и Пхукете (Таиланд), это очень здорово. Я определенно хочу создать что-то в Колумбии. Когда я поеду туда, Вы должны быть моим гидом! Я хочу побывать на пляжах, и еще Вы должны показать мне Майами, потому что я всегда здесь бываю только пару дней, по работе.
—  В Колумбии много восхитительных пляжей, таких как Санта Марта и Картахена. Мы с мужем обязательно покажем вам Колумбию, когда вы приедете. Насчет Майами, вам понадобится неделя отдыха, чтобы все посмотреть, а также туфли для танцев, купальник и хороший фотоаппарат. Вы творили как на независимой основе, так и для определенных клиентов, например, для Baxter, Armani Casa, Knoll International, Crate and Barrel, Alessi, Mondo, Casamilano, Antonangeli, Dada, Molteni, Natuzzi, Roche Bobois, Swarovski и, конечно, Gervasoni, а также для многих других. Каковы преимущества и/или недостатки работы на какой-то бренд, а не на себя?
—  Я никогда особенно не стремилась работать на эти бренды; это произошло случайно. Например, когда я начинала работать на Baxter, это было ужасно. Через несколько лет, когда их тенденции изменились, мы стали на одной волне и я могла свободно играть с какими-то элементами, например вывести швы наружу, как в линейке Damasco. Много лет я сотрудничаю с Gervasoni, в прошлом году мы выпустили новую коллекцию предметов мебели для сна — Letti & Co. Я не рассматриваю свою работу как создание продуктов для какого-то бренда или для себя. То, что я создаю, носит мое имя, независимо от того, для кого я это создаю, и я никогда не создаю что-то для продажи, я создаю для дизайна. Я не верю в то, что дизайнер может сконцентрироваться на дизайне, если он думает о продажах.
— Вы архитектор, дизайнер мебели и украшений, интерьера, промышленный разработчик, даже творец и, по вашим словам, «немного этнограф», вы создавали всё — от зданий до чайных чашек — во всех точках мира. Какой совет вы могли бы дать молодым архитекторам и дизайнерам?
—  Сейчас дизайн так сильно отличается от того, что было в восьмидесятые. Все копируют всё, не обращая внимание на истинный дизайн. Я бы сказала, что, если вы хотите изучать дизайн, «добивайтесь успеха в чем-то одном, очень маленьком, или выходите на крупные масштабы, но никогда не оставайтесь в середине, быть в середине — очень посредственно, и там полно других».

Источник / Перевела Зоя Постникова
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!