Среда обучения

Свобода учиться

Дистанционное образование
4 мин.
На образование времени не хватало всегда. Так уж вышло, что людям тяжело найти временное окно для саморазвития, а уж для подготовки, поступления и обучения в университете — и подавно. На то, чтобы сделать паузу и посвятить себя образованию, отбросив в сторону работу, семью и личные планы — может решиться далеко не каждый. Академическое образование требует всего человека, ни о каком совмещении речи быть не могло.

Но как всегда, человечество нашло решение и этой проблемы. Возможности для профессионального и личностного развития становятся все доступнее, образовательные сервисы — все удобнее, а рынок образования — разнообразней. Спасением для миллионов человек стала возможность… учиться удаленно.
Хочу все знать
От почты к интернету
1728 год
Нельзя сказать, что дистанционное образование — исключительно современное изобретение. Первая попытка создать подобную систему была предпринята почти триста лет назад: в 1728 году в Boston Gazette появилось объявление некоего Калеба Филипса, который предлагал обучить всех желающих стенографии с помощью уроков, еженедельно высылаемых по почте. Правда, такой метод, во-первых, не предполагал обратной связи, а во-вторых, не гарантировал получение какого-либо сертификата. Проблему обратной связи сто с лишним лет спустя решил британец Айзек Питман, изобретатель собственной системы стенографии, которая быстро стала одной из самых распространенных в англоязычном мире. Популярность она приобрела во многом благодаря тому, что Питман составил свой учебник и создал эффективные заочные курсы: студент регулярно получал открытку, написанную питмановской скорописью. В ответ нужно было отправить расшифровку: преподаватели проверяли ее и возвращали студенту с комментариями.
Конец XIX веека
К концу XIX века заочные курсы вошли в моду — особенно в Америке, где по переписке можно было обучаться хоть боксу, хоть инженерному делу. Но даже там они не могли конкурировать с традиционными университетами. Как говорил главный герой известного романа Синклера Льюиса «Бэббит»: «Я убедился, что иногда очень приятно сказать, что ты окончил университет. Случается, какой-нибудь клиент не знает, кто ты, думает — делец, торгаш, и начнет разоряться насчет экономики, литературы, внешней торговли, а ты вдруг этак незаметно ввернешь: „Когда я был в университете — да, я получил звание бакалавра по социологии и всякой такой штуке…“ Тут он сразу и заткнется! Но какой прок заявлять: „Получил звание лизателя почтовых марок в Тарарамском заочном университете!“»
1873 год
Но были и те, кто выигрывал от возможности учиться хотя бы и в «Тарарамском заочном университете», — женщины. В 1873 году дочь гарвардского профессора Анна Тикнор открыла дистанционные курсы «Общество поощрения домашнего обучения», чтобы «приучить дам ежедневно уделять время систематическим занятиям». Курсы просуществовали 24 года, закрывшись после смерти основательницы. За это время через них прошло больше семи тысяч студенток, среди которых была, к примеру, Мэри Паркер Фоллет, впоследствии ставшая выдающимся ученым, одной из основоположниц индустриальной психологии.
70-е года
Новый этап в развитии дистанционного обучения начался в 1970-е. В Великобритании был основан Открытый университет (Open University), в котором любой желающий (не требовался даже школьный аттестат) мог удаленно получить степень бакалавра. Буквально через пару лет в США открылось похожее учебное заведение — «Университет без стен» (University Without Walls), манифест которого наделал много шума в академических кругах. В нем говорилось, что учиться можно в любом возрасте, что все студенты должны иметь свободный доступ к знаниям, что читать лекции должны не только преподаватели, но и эксперты-практики. Даже сегодня далеко не каждый вуз может похвастаться тем, что следует всем пунктам этого манифеста, а уж для своего времени он был революционным.
2003 год
Пример Великобритании и США оказался заразительным, и вскоре университеты, предлагающие дистанционное образование, появились и в других странах. Россия же долгое время стояла в стороне от мирового процесса. В советских вузах еще с тридцатых годов существовало заочное обучение, но оно предполагало регулярное погружение в реальный образовательный процесс: несколько раз в год студенты-заочники приезжали в свой вуз на установочные и экзаменационные сессии. В 90-е в нашей стране начали набирать популярность разного рода курсы по переписке, прежде всего языковые, но первый вуз, который специализировался на полноценном дистанционном высшем образовании, появился только в 2003 году — это был Институт истории культур (УНИК). Примерно тогда же в интернете стали доступны первые онлайн-курсы разных университетов — пока еще не предполагавшие обратной связи и получения сертификатов. Постепенно им на смену пришли массовые открытые онлайн-курсы (МООК), международные (например, EdX и Coursera), а затем и российские. Тем не менее вузов, которые предлагают полноценное онлайн-образование (а не используют онлайн-технологии в качестве вспомогательных), у нас по-прежнему немного. Особенно если сравнить, к примеру, с Китаем, где получить образование онлайн можно более чем в 70 университетах. При этом нельзя сказать, что в стране нет интереса к дистанционному обучению: в минувшем году число жителей России, проходящих МООК на отечественных и зарубежных платформах, достигло 1 миллиона.
Плюсы и минусы
Главная проблема удаленного образования в том, что оно требует высокой мотивации. В 1985 году немецкий Хагенский заочный университет подвел итоги первого десятилетия своего существования. На тот момент в нем числилось больше 28'000 человек, однако диплом за десять лет смогли получить только 500 студентов. Сейчас процент бросивших учебу в дистанционных вузах заметно снизился (тот же УНИК за 14 лет существования успешно окончили 7000 человек), но по-прежнему остается выше, чем среди студентов традиционных университетов.

Найти мотивацию действительно бывает нелегко, зато, кроме нее и компьютера, для онлайн-обучения не нужно практически ничего — и это главный плюс дистанционного образования. Оно уравнивает шансы между жителями больших и маленьких городов: неважно, где ты живешь, ты все равно можешь учиться в хорошем вузе. А сам вуз при этом получает возможность приглашать в качестве преподавателей лучших экспертов — даже если нужный специалист живет на другом конце света, он все равно доступен в Сети. Кроме того, онлайн-обучение открывает доступ к высшему образованию людям с ограниченными возможностями — это особенно актуально в России, где за пределами столицы о безбарьерной среде приходится только мечтать. Наконец, дистанционное образование стоит заметно дешевле традиционного, при этом как минимум не уступая ему в качестве. Еще недавно было сильно представление о том, что онлайн-обучение — это, как и советская «заочка», удел халтурщиков. К счастью, сейчас оно практически исчезло, поскольку любой может убедиться в том, что современное дистанционное обучение совсем не похоже на заочное. В хороших онлайн-вузах ритм академической жизни, пожалуй, динамичнее и интенсивнее, чем на обычном дневном факультете, — отдыхать между сессиями точно не получится.

Единственное предубеждение по отношению к дистанционному обучению, сохранившееся до сих пор, — оно не дает возможности для социализации. Отчасти это правда: с однокурсниками из онлайн-университета не получится выпить кофе после лекции. Но это не значит, что вы вообще не будете с ними общаться, просто в основном ваши разговоры будут происходить в мессенджерах — точно так же, как у большинства современных занятых людей. А значит, бояться нечего.

Разумеется, дистанционное обучение (как и любое другое) подходит не всем. Но если вам нужно совмещать учебу с работой, если вы не готовы переезжать в другой город ради образования, если вы хотите получить как можно больше практических навыков, не тратя время на лишнюю теорию, то обучение онлайн будет правильным выбором.

Автор: Мария Бахарева