Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
КАК МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ ОСВОИТЬ «ТОТ САМЫЙ» ВЗГЛЯД?
Помните грозный взгляд школьной учительницы, который заставлял всех замолчать? Так вот, Взгляд учителя (с большой В) вовсе не должен быть угрожающим. Достаточно безмятежного мягкого взгляда, чтобы школьники успокоились, — и никого не придется ставить в угол.
Ребекка Албер, методист и педагог, утверждает, что взгляд — одна из главных техник школьного педагога, и ему она научилась у Шэрроки Холли, автора книги «Как преподавать — и быть чутким к культуре и языку». Курс Холли был посвящен организации работы на уроке и проводился для молодых учителей, начинающих работать в государственных школах. На один из уроков, например, он привел местного подростка, который рассказал об уличных бандах и о том, почему детям так хочется в них попасть. Это было несколько десятков лет назад, еще до появления интернета, и только благодаря таким встречам молодые учителя могли познакомиться с тем, чем живут их ученики и узнать, например, что такое теггинг.

Шэрроки Холли умел «собрать» внимание группы в самом начале урока, и для этого у него был особый прием. Он просил учеников всегда приносить на урок книгу, журнал или газету — смартфонов тогда еще не было. Первые десять минут каждого занятия студенты читали про себя, а потом пересказывали прочитанное соседу по парте. Таким образом Шэрроки учил будущих педагогов прививать детям любовь к самостоятельному чтению.
ВЫРАБОТКА «УЧИТЕЛЬСКОГО ВЗГЛЯДА»
На одном из первых уроков Шэрроки Холли спросил студентов, освоили ли они Взгляд. Почти никто не понял, что он имеет в виду, только пара человек активно закивали. Шэрроки строго сказал, что Взгляд — это главный навык любого педагога.

Он объяснил, что выражение лица служит невербальным сигналом для ребенка. Его можно использовать, если, например, школьники отвлекаются от задания, жуют жвачку или мешают своим соседям.

По мнению Шэрроки Холли, правильный Взгляд — это серьезное предупреждение. Взглядом можно восстановить дисциплину — это намного лучше, чем ставить ребенка в угол или вызывать к доске. Взгляд учителя не должен быть злым или угрожающим. Он может быть совершенно спокойным и лишенным всякого выражения.

Прямо на уроке Шэрроки предлагал студентам освоить Взгляд в группе по четыре-пять человек. Через пятнадцать минут Шэрроки попросил каждую группу выйти к доске и на счет «три» показать Взгляд, который у них получился. Остальные хлопали, комментировали, критиковали и ставили оценки.

Благодаря Шэрроки многие педагоги поняли, насколько часто Взгляд может пригодиться на уроке. Взглядом можно дать детям понять, что учитель видит их поведение. Иногда слова не нужны — достаточно просто посмотреть на ученика или встать рядом. Это лучше, чем отчитывать ребенка вслух: так школьник сохраняет достоинство и не должен краснеть перед одноклассниками. Критику методисты предлагают оставлять для разговора один на один после урока.
ЭТО ВООБЩЕ РАБОТАЕТ?
Ребекка Албер уже много лет ведет английский в школе и утверждает, что ученики часто замечают ее Взгляд — они стараются не делать того, что может его вызвать. Дети понимают: если учитель на них смотрит, они делают что-то не так, и педагог всё видит. Благодаря Взгляду школьник чувствует свою ответственность за поведение на уроке.

Его вы молодой учитель, попробуйте примерить Взгляд на себя: опробуйте его на коллегах или просто перед зеркалом. Помните, что главное сообщение, которое мы передаем Взглядом, — это «Я тебя вижу. Я все понимаю, но сейчас мы занимаемся другим».

Пересказала: Надежда Лебедева
Оригинал
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!