Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Летом прошлого года издательство Cambridge University Press организовало и провело конференцию Better Learning с участием ведущих специалистов и ключевых лиц в сфере преподавания английского языка из самых разных стран мира. На конференции обсуждались различные вопросы, касающиеся как учеников, так и преподавателей, а также тенденции, которые мы сможем увидеть в ближайшем будущем. Хосе Антонио Мендес, директор отдела глобальных рыночных исследований издательства Cambridge University Press, приводит краткое изложение результатов конференции.
КОНФЕРЕНЦИЯ BETTER LEARNING
В рамках конференции участники обменивались знаниями и вдохновляли друг друга на достижение лучших результатов в обучении английскому языку. В конференции приняли участие 75 человек из 23 стран: от маститых преподавателей крупных языковых школ Турции до членов учебных советов при правительствах различных стран, отвечающих за формирование национальной политики в данной сфере. К ним присоединились профессоры (преподаватели и научные сотрудники) из самых разных точек мира, от Мексики до Японии.

В обсуждении различных вопросов участники конференции единогласно отметили наиболее вероятные изменения ресурсов, в которых будут нуждаться преподаватели английского языка, в течение ближайших пяти лет. Лейтмотивом в обсуждении преподавания языка в начальной школе, старшеклассникам и взрослым стала тема индивидуального подхода к обучению.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основное внимание при обсуждении тенденций уделялось анализу методов обучения и индивидуальному подходу. Индивидуальный подход основан на том, что обучение — это непрерывный процесс и его необходимо корректировать в зависимости от навыков, знаний и интересов учеников. Это означает, что учителю всегда следует определять оптимальный для каждого ученика уровень и ставить перед ним задачи, соответствующие этому уровню.
Как это можно сделать?
Многие учителя убеждены, что единый подход ко всем ученикам в классе не может принести максимальную пользу. Тем не менее применение индивидуального подхода — не такая простая задача, если вам не на что опереться.
Часто учителя пытаются решить вопрос с индивидуальным подходом к ученикам за счет своей личной изобретательности, но в будущем популярность данного подхода к обучению будет только расти, и все чаще мы будем видеть, как такой подход будет внедряться непосредственно в учебные материалы.
Как это будет работать на практике?
Можно будет использовать, например, различные несложные инструменты в учебниках и электронных обучающих программах. Например, можно будет выделить какой-то раздел, и ученики, которым требуется дополнительная подсказка, смогут ею воспользоваться, а те ученики, которые уже знакомы с этим разделом, не будут отвлекаться на уже знакомый им материал.
ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ
Всем известно, что преподавание в старших классах ограничивается весьма строгим бюджетом, при этом к качеству преподавания предъявляются высокие требования как со стороны родителей, так и со стороны госпрограмм. В связи с этим в приоритете будет такое обучение, которое повысит субъективную ценность среднего образования и одновременно убедит родителей и опекунов, оплачивающих его, в том, что они не переплачивают за обучение (особенно важен этот аспект в случае с частными школами). Это подчеркивает всю важность наличия материалов и программ для профессионального роста учителей, способствующих развитию их навыков. С распространением цифровых технологий это означает, например, рост количества обучающих программ по применению цифровых ресурсов в повседневной педагогической деятельности, что, в свою очередь, поможет учителям сократить разрыв со своими учениками в степени владения современными ресурсами и более эффективно использовать цифровые технологии для преподавания и выставления оценок. Также существует большая потребность в дифференцированных и более персонализированных материалах для профессионального роста учителей — это позволит им лучше справляться с задачами, которые предстоит решать каждому преподавателю в своей области.

Помимо этого, все чаще от учителей требуют преподавать на двух языках сразу — это явление чаще наблюдалось в международных школах, но, скорее всего, такая тенденция перейдет и на старшие классы обычных школ. Все большее количество средних школ сталкиваются с требованием внедрить интегрированный предметно-языковой подход (CLIL) в процесс обучения подростков и взрослых. Это будет означать рост спроса на инструменты, которые будут помогать учителям определять те звенья учебной программы, где можно улучшить процесс преподавания на английском языке. Также будет расти необходимость в новых стратегиях обучения учителей, которые помогут им преодолеть трудности применения английского языка в особо узких, иногда сугубо технических контекстах и помогут ученикам в успешной учебе по различным предметам.
ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ
На конференции активно обсуждался вопрос о совмещении цифровых и «традиционных» технологий в обучении; говорили об острой необходимости в программах, которые смогут обеспечить гибкость в обучении, что позволит удовлетворять потребности учеников, занятых в самых различных отраслях. Одновременно с этим к 2020 году ожидается значительное увеличение количества материалов для преподавания «английского языка для конкретных целей» (ESP, т. е. для осуществления деятельности в конкретных отраслях).

Как и в случае со школами, актуален вопрос о применении цифровых технологий для более индивидуального подхода к преподаванию. В классах, где занимаются взрослые, часто встречаются люди с самыми разными профессиями и интересами: от юристов и бизнесменов до научных работников. Спектр контекстов, в которых они будут использовать свои знания английского языка, гораздо шире по сравнению с контекстами молодых студентов. В связи с этим огромное значение имеют материалы и ресурсы для более успешного преподавания отраслевого английского.

Преподаватели английского для взрослых очень надеются скоро увидеть вспомогательные материалы для преподавания академического английского (EAP), в которых будет сделан упор на обучении студентов критическому мышлению, которое они могут применять для решения задач в университете. Такой адаптивный и индивидуальный подход также релевантен для программ профессионального развития преподавателей.

Источник: José Antonio Mendez / Перевод Зои Постниковой / Картинка
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку!