Что можно реализовать в приложении? ‣ Отрабатывать стандартные ситуации и мероприятия. Это наиболее очевидно, и на самом деле приложения хорошо справляются с такой задачей. Приложения могут предоставлять пользователям стандартные диалоги и позволять постепенно их понимать и заучивать.
‣ Проводить автоматические проработки. В таких приложениях, как
Babbel и
Duolingo, применяется функция распознавания голоса. Учащиеся могут говорить в микрофон. Обычно предлагаются два вида заданий:
— озвучить слово или фразу с экрана;
— произнести что-то из ранее изученного (принимается один или несколько ответов).
Мне как учителю такие упражнения кажутся полезными. Они помогают отработать некоторые важные составляющие такого фундаментального навыка, как речь. Тем не менее это все же
зубрежка. Такие упражнение существуют уже давно и являются основой
аудиолингвального метода (Eng!). Они прекрасны в качестве практики, но их недостаточны для того, чтобы изучающие язык стали хорошими собеседниками.
‣ Привлекать чатботов. Приложения могут использовать всю мощь искусственного интеллекта (ИИ) и обработки естественного языка, чтобы позволить пользователям общаться с вымышленными персонажами, которые могут разговаривать или, по крайней мере, просто поболтать с ними. Такие сущности называются чатботами.
Это очень перспективный способ предоставления пользователям устной или письменной практики. Тем не менее внедрение ИИ влечет за собой ряд новых сложностей. На иллюстрации вы можете посмотреть на мою попытку поболтать по-немецки с Эммой, чатботом
Duolingo. Она попросила меня помочь с выбором одежды для ее клиента Ани. Во-первых, она спросила меня, какой цвет пойдет Ане: синий или черный. Я сказал
«черный» и был перенесен на следующий этап разговора. Это было многообещающее начало.
«Ну ладно, — сказал бот, —
а какая юбка лучше: длинная или короткая?» На этот раз я действительно запутался. С моим средним уровнем немецкого я был в состоянии выразить сомнение (надеюсь, я сделал это правильно). Я ответил: «Это настоящая проблема!» За чем последовала странная реакция. Эмма сказала:
«Очень хорошо! Это милая юбка», — и прикрепила изображение с короткой юбкой. На скриншоте вы видите, что приложение наградило меня 2 очками — вероятно, за использование слов «настоящая» и «проблема», соответствующих выбранному уровню сложности или даже выше его. Тем не менее ответ был абсолютно неуместным и совершенно неоднозначным. Такая двусмысленность очень опасна для неопытного пользователя.
«Поняла» ли Эмма мой ответ? Могу ли я так говорить в реальной ситуации?
На мой взгляд, одна из основных проблем чатботов заключается в том, что они смещают акцент с
коммуникативных успехов (умения выразить свои мысли и добиться поставленных целей) в сторону
точности. Они также могут привести в смятение и заставить сомневаться. Я все же мог понять, что происходит в нашем разговоре, но многие пользователи, вероятно, запутались бы и расстроились. Риски использования чатботов в реальной производственной среде в настоящее время перевешивают преимущества. Поэтому я считаю достижения в этой области многообещающими, но все же пока слегка «сырыми».
‣ Снизить стоимость общения с другими людьми. Наконец, компании, работающие в сфере образовательных технологий, могут
упростить процесс знакомства и общения с живыми людьми и сделать такую языковую практику более доступной.
Например,
ITalki — это платформа, по принципу работы похожая на
Uber, помогающая пользователям подключиться к множеству собеседников и преподавателей. В
Busuu также есть функции, с помощью которых вы можете попросить носителей изучаемого вами языка оценить вашу работу.